Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия - Психолог в СПб

Психолог Надежда Храмченко
Перейти к контенту

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия

Тренинги для подростков индивидуальные > Самостоятельная диагностика
Опросник позволяет опосредованно выявлять степень выраженности характеристик эмоционального взаимодействия матери с ребенком: способность воспринимать состояние ребенка, понимание причин состояния, способность к сопереживанию – блок «чувствительность»; чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком, безусловное принятие, отношение к себе как к родителю, преобладающий эмоциональный фон взаимодействия – блок «эмоциональное принятие»; стремление к телесному контакту, оказание эмоциональной поддержки, ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия, умение воздействовать на состояние ребенка – блок «поведенческие проявления эмоционального взаимодействия».
Инструкция
Уважаемые родители! Оцените справедливость следующих утверждений, используя 5-бальную шкалу:
5 –абсолютно верно, 4 – скорее всего это так, 3 – в некоторых случаях верно, 2 – не совсем верно, 1 – абсолютно неверно.

Текст опросника
1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.
2. Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине.
3. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.
4. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.
5. Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его.
6. Воспитание ребенка – сложная проблема для меня.
7. Я редко повышаю голос.
8. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его и испортить его характер.
9. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.
10. Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его непослушания.
11. Я легко могу успокоить моего ребенка.
12. Чувства моего ребенка для меня загадка.
13. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.
14. Часто я не могу разделить радость моего ребенка.
15. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он плохо себя ведет.
16. Я многое хотел (а) бы изменить в своем ребенке.
17. Мне нравится быть матерью (отцом).
18. Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.
19. Я часто глажу моего ребенка по голове.
20. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.
21. Я жду пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав.
22. Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.
23. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.
24. Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок.
25. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.
26. Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.
27. Ничто не мешает мне любить своего ребенка.
28. Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.
29. Мы с моим ребенком приятно проводим время.
30. Я испытываю раздражение, когда ребенок буквально «липнет» ко мне.
31. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достижения.
32. Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца.
33. У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.
34. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.
35. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.
36. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.
37. Я чувствую, что мой ребенок любит меня.
38. Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы.
39. Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка.
40. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство.
41. Мне часто хочется взять ребенка на руки.
42. Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может избаловать его.
43. Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.
44. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.
45. Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.
46. Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.
47. Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.
48. Я очень устаю от общения со своим ребенком.
49. Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему.
50. Я нахожу, что я гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем ожидал(а).
51. У меня часто возникают спокойные, теплые отношения с моим ребенком.
52. Я редко сажаю ребенка к себе на колени.
53. Я часто хвалю своего ребенка.
54. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.
55. Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.
56. Мне тяжело понять желания моего ребенка.
57. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.
58. Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам.
59. Я получаю удовольствие от общения с ребенком.
60. Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть.
61. Мне удается научить ребенка, что и как делать.
62. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.
63. Мой ребенок любит ко мне прижиматься.
64. Я часто бываю строгой (строгим) со своим ребенком.
65. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в духе».
66. Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.
Процедура проведения опросника
Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (первые три из указанных в скобках ниже) – согласие с данным утверждением свидетельствует о высокой степени выраженности качества и три – отрицательный (вторая тройка утверждений, указанных в скобках ниже) – согласие с данным утверждением означает низкую степень выраженности качества.
Степень своего согласия с предложенными утверждениями испытуемый должен выразить с помощью пятибалльной шкалы. Таким образом, заполняющий анкету родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, повышает достоверность полученной оценки.
Для получения стандартных баллов, которыми удобно оценивать выделенные характеристики, предлагается объединить показатели, относящиеся к каждой из них, и преобразовать по формуле:
a + b + c – d – e – f + 13/ 5, где a, b, c – оценки положительных утверждений; d, e, f – оценки отрицательных утверждений. Таким образом, складываются оценки
положительных утверждений и вычитаются оценки отрицательных. В результате указанных вычислений можно измерять степень выраженности каждой характеристики в интервале от 0,5 до 5 баллов.
Опросник содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока.
1. Блок чувствительности:
– способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12, 34, 56); – понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46);  – способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58).
2. Блок эмоционального принятия:
– чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4,26, 48);
– безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60);
– отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, 6, 28, 50);
– преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7, 29, 51, 18, 40, 62).
3. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия:
– стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52);
– оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64);
– ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (21, 43, 65, 10, 32, 54);
– умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66)
Средние и критериальные значения показателей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия
Характеристика взаиомдействия
Средние значения (M)
Критериальное значение (N) (меньше N-дефицит характеристики)
Способность воспринимать состояние
4,22
3,7
Понимание причин состояния
3,85
3,2
Эмпатия
3,39
2,28
Чувства родителей в ситуации взаимодействия
3,9
3,3
Безусловное принятие
3,84
3,2
Принятие себя в качестве родителя
3,78
3,1
Преобладающий эмоциональный фон
3,66
3,0
Стремление к телесному контакту
4,03
3,33
Оказание эмоциональной поддержки
3,47
2,8
Ориентация на состояние ребёнка при построении взаимодействия
2,95
2,3
Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребёнка
3,8
3,2
Назад к содержимому