Этнопсихология беременности и родов - Психолог в СПб

Психолог Надежда Храмченко
Перейти к контенту

Этнопсихология беременности и родов

Статьи автора > Психология беременных
Копирование частично или полностью текста статьи, размещение на сайтах и блогах, присваиваение авторства этому материалу строго запрещено (статья 1270 Г.К РФ)
ЭТНИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА РЕБЁНКА
Материалы, которые Вы читаете в данной статье не просто познавательны. Они позволяют Вам, мамы, ожидающие малыша, понять, как окружающая атмосфера во время беременности и родов и отношение к ним, влияют на характер малыша и его дальнейшие взаимодействия с мамой и миром.
Особенности развития эмоционального мира детей той или иной национальности во многом зависят от народных традиций.
В этой статье я рассмотрю факторы, влияющие на эмоциональное развитие детей на примере 2-х народов: многочисленных китайцев и малочисленных абхазов. Почему именно этих народов? У этих народов очень сильны обычаи, они им строго следуют.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ СЧАСТЬЯ МАЛЫША
От каких психологических факторов зависит развитие эмоциональной сферы у детей до 3-х лет? Прежде всего, от того, что происходило до зачатия этого ребёнка в его семье:
-каким было взаимодействие в диаде (симбиотической паре)
мать-ребёнок у самой матери в её детстве, насколько сформировалось у неё доверие к миру на первом году её жизни (по Эриксону), смогла ли она благополучно пройти эдипальную стадию  в 3-5 лет своей жизни и половозрастную идентификацию со своей матерью в детстве и подростковости (мечтая вырасти, чтобы быть как мама и выйти замуж за мужчину, как папа) (2,4);
-на какой стадии супружеских отношений (благоприятной – неблагоприятной) произошло зачатие этого ребёнка.
Стадии супружеских отношений следующие:
добрачная (романтические ухаживания) - неблагоприятная,
первый год совместной жизни – стадия конфронтации - неблагоприятная,
стадия компромиссов - благоприятная,
стадия зрелых отношений - благоприятная,
эксперементирование с независимостью (часто кризисы 40 летних) - неблагоприятная,
стадия ренессанса в отношениях - благоприятная.
Самые благоприятные для зачатия: 3 стадия компромиссов после года совместной жизни и 4-я стадия зрелых отношений.
Культурные традиции могут определять на какой стадии отношений рожать (вступать в брак только девственницей, сразу стараться забеременеть, чтобы доказать свою профпригодность, как у абхазов, или возможность не торопиться как у китайцев).
-насколько конструктивными были мотивы зачатия этого ребёнка. Конструктивные: родить, потому что хочу от любимого мужчины ребёнка, потому что хочу воспитать неповторимую творческую личность, потому что хочу оставить свой след на Земле (бесконечность). Деструктивные: родить назло своим родителям, ради материальных выгод, ради сохранения супружеской семьи, потому что возраст поджимает, чтобы не быть одинокой, потому что так принято в обществе и т.д.(1).
Благополучие ребёнка зависит также от того, как мать воспринимала его во время беременности: только как плод или как малыша, который скоро появиться на свет (говорила с ним, объясняла ему свои эмоции и т.д).
Эмоциональное развитие ребёнка зависит также от импринтинга (запечатление лица матери в первые полчаса после рождения) и постродового детско-родительского контакта, как мать кормит грудью и т.д., её психологического благополучия, на которое напрямую влияет обстановка в семье и поддержка близких, характере привязанности ребёнка и матери друг к другу (4).
Эмоции новорождённого ограничиваются дистрессом и спокойным интересом, но уже вскоре ребёнок начинает проявлять целый спектр эмоций, таких как печаль, гнев, отвращение и удовольствие. Они вызываются в процессе взаимодействия младенца с окружающими его людьми. Родители способствуют развитию эмоционально здоровых детей через шутливую близость, игры, фантазию, вербальные и невербальные беседы, через научение родителей пониманию передаваемых детьми сообщений (2).
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ В КИТАЕ
Теперь немного о китайских традициях, касающихся беременности, родов и воспитания детей. Китайцы женятся рано, невеста, если не вышла замуж до 25-27, подвергается давлению со стороны родственников, но и не моложе 20 лет, жених не моложе 22 лет.
В Китае женщине, которая выглядит уставшей, говорят: «Неважно выглядишь, дорогая, тебе нужно родить ребенка и немного отдохнуть». К беременной китаянке относятся максимально бережно. Многие ученые мира считают именно это залогом долголетия многих китаянок. По заветам предков, после родов женщина должна определенное время отдыхать и не браться за домашнюю работу.
По китайским традициям, в доме, где имеется беременная женщина, ни в коем случае нельзя переставлять мебель в жилище и уж тем более нельзя осуществлять переезд. По мнению самих китайцев, это может потревожить злых духов и спровоцировать их на негативные поступки (8).

«Каждая слезинка родильницы – золото». И горе тому, кто доведет молодую маму до слез!  Китайская народная медицина полагает, что у женщины, которая плачет после родов, в дальнейшем может ухудшиться зрение. По этой же причине ей нельзя и читать.
Китаянки избегают любых негативных мыслей во время беременности, не сплетничают и не занимаются сексом – все это, по их мнению, может пагубно сказаться на здоровье ребенка.
В Китае выбором приданного занимается бабушка – за месяц до рождения внука она присылает будущим родителям комплект на выписку, а на третий день после появления малыша на свет приносит домой целый гардероб и предметы первой необходимости.
В Китае женщины рожают без крика – считается, что родовая боль – кармическая расплата за прегрешения прошлой жизни, да и просто не принято криком привлекать внимание к себе. В качестве анестетика для смягчения боли используются различные травяные отвары. Очень часто плаценту роженица забирает с собой и либо хранит в специальном ящике дома, либо закапывает в землю.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Роды в Китае около 300 долларов, они оплачиваются полностью или частично организациями, или самой семьей. Кто не может оплатить, рожает, как придётся. При поступлении в роддом женщине сразу отводится палата, где она будет находится до родов, и куда ее привезут уже вместе с малышом, можно остаться в домашней одежде, хотя предлагаются сорочки, тапочки, тазики и т.п. После родов не кладут на живот холодный пузырь со льдом, а вместо этого дают молодой маме горячую пшенную кашу с яйцом чтобы восстановила силы. Пеленки для детей не практикуются. Новорожденных упаковывают в мешки с застежкой снизу, рукавами и капюшоном. Ребенок сразу же после рождения прикладывается к груди и находится с мамой в одной палате. Интересно, что, когда в родовом зале заполняют формуляр на ребенка, обязательно снимают отпечаток правой ноги малыша.
Жизнь в китайском роддоме начинается в 6 утра с приходом нянечки, которая убирает палату. Потом привозят завтрак: кашу из риса пополам с пшеном на воде с добавлением желтка, вареные яйца, пампушки из пресного теста, приготовленные на пару, тушеные овощи нескольких видов. В 8:00 - обход врача. После этого обязательно приходит медсестра, делает анализы, обрабатывает швы, разносит лекарства. Обход неонатолога не сопровождается обработкой ребенка, о нем заботится мама с первых часов жизни, но в отделении есть специальная комната, и медсестра может искупать ребенка по желанию матери. В 12:00 - обед. На обед обязательно дают рис и густую похлебку из баранины, тыквы и картофеля, которая очень необходима молодым кормящим мамам, поскольку ее составляющие усиливают приток молока, восстанавливают силы, укрепляют здоровье. В 17:00 - ужин из мясных пельменей и тушеных овощей. На каждом этаже стоит огромный бойлер с кипятком, а в палате есть термосы, так что в любое время можно заварить чай или выпить что-то горячее.
Какие правила нужно соблюдать в это время?
1. Не выходить на улицу. Даже на балкон.
2. Не принимать душ.
3. Не мыть волосы.
4. Не чистить зубы.
5. Не есть холодной еды. Даже яблоки и апельсины нужно разогревать в микроволновке».
Каждый китаец твердо верит, что нарушение любого из этих правил навлечет какую-нибудь болезнь.
Если все же женщине необходимо выйти на улицу, то даже в летний день она наденет шерстяные носки, шапку и пальто, чтобы уж точно не простудиться.
Для многих китайских малышей период домашнего затворничества длится гораздо дольше, чем для их матерей – иногда первой прогулки приходится ждать полгода. Хотя коляски в Китае появились лет 10 назад, они больше показывают статусность владельца и равнение на запад, а используют их либо в квартире, либо для прогулок вокруг дома. Детей обычно не возят в супермаркеты, в центр города, не ездят с ними в метро и автобусах. Очень большую роль в воспитании ребенка играют бабушки и дедушки, которые часто остаются с внуком, если родители куда-то уходят. Кроватка с малышом ставится рядом с кроватью мамы.
Для западноевропейских малышей познание мира происходит через все органы чувств, поэтому так важен «половой» период – когда, ползая, малыш может ощупывать разные поверхности, пробовать «на зубок» то, что попадется под руку.
Для китайских мам такое поведение неприемлемо – основная задача в это время отучить ребенка совать пальцы в рот, не прикасаться к «грязным» предметам дома и на улице, чтобы не подхватить заразу.  И если они видят на улице ветреную европейскую мамашу, ребенок которой сосет палец, то без колебаний подойдут и вынут палец изо рта.
Молодым отцам предоставляется оплачиваемый недельный отпуск по уходу за женой. В роддоме молодая мама никогда не бывает одна. Туда наведывается все семейство, включая дальних родственников, и не просто поглазеть на ребенка, а и чем-то посильно помочь. В связи с этим во дворе роддома специальная столовая, в которой могут покушать все желающие. Муж может ночевать в роддоме. Он может побыть с женой во время родов, а может посмотреть их по телевизору в комнате рядом с родильным залом. В палату пускают не только мужа, но и родственников и друзей, приносят цветы и игрушки. В дальнейшем весь уход за новорождённым ляжет на плечи родственников. Никто не трясется над стерильностью, просто просят при входе в отделение сменить обувь и два раза в день обязательно проводится обработка палаты кварцем.
Врач в китайском роддоме может заявить: «Сегодня счастливая смена, поскольку в предродовой палате лежат еще три женщины, и еще трое детишек появятся сегодня на свет с моей помощью».
При таком бережном отношении к беременной и родильнице развитие тревожности и депрессии у неё очень маловероятно, и даже самая истощённая и астеничная женщина сможет быть хорошей матерью. Кроме того, есть гарантия, что муж от неё не уйдёт, а его активное участие в родах и уходе за женой и ребёнком, способствует укреплению семейных уз.
Однако есть и ложка дёгтя в этом раю для молодой матери.
В Китае уже на протяжении нескольких тысяч лет сильна традиция месяца затворничества после родов. В этот период молодая мама практически все время проводит в постели.  Согласно народной китайской медицине, роды требуют от женщины огромнейшего, ни с чем несравнимого напряжения. И на восстановление сил ей нужен целый месяц.
Ребёнка как можно раньше стараются научить есть палочками, ведь искусное владение палочками развивает пальчики, мелкую моторику, а это залог сообразительности и ума. Если маленький ребенок часто хватается за свои ступни, то говорят, что растет послушный малыш, который будет следовать советам своих родителей. Надсадный и долгий плач ребенка воспринимается как предвестник несчастий. Ещё в прошлом веке, когда малыш часто плакал или болел, родители развешивали по всей округе листы бумаги с его именем, чтобы прохожие могли прочесть вслух его имя, что, по поверью, придавало ребенку силы и обеспечивало ему легкую жизнь в будущем. Китайцы считают, что хвороба и нечисть проникает к ребенку через пупок, поэтому его тщательно закрывают (7).
АБХАЗСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ
В Абхазии также принято неукословно следовать традициям. Они ограждают мать от излишних тревог и беспокойств, связанных с будущим её и её ребёнка. К появлению детей в Абхазии относятся спокойно, рожают мало, много бесплодия. Тем не менее абхазская жена, прежде всего, хозяйка и мать. Это самые важные роли в её жизни. К ним она готовится с детства, насколько хорошо она их усвоит, зависит вся её дальнейшая судьба. Забота о куклах вырабатывает у девочек первые навыки ухода за детьми, при этом соблюдаются все правила взрослой жизни. Одевая кукол, девочки учатся искусству ткачества. А в древности существовали специальные детские станки, на которых они ткали коврики и полотенчики.
С помощью кукол девочки разыгрывают такие житейские ситуации, как «свадьбы», «прием гостей», «похороны» и т.д.  Куклы без черт лица, угольными точками рисуются глаза (5).  
Абхазская поговорка гласит: "Нет мужчины, не родившегося от женщины". В традиционном абхазском обществе ЧЕСТЬ и слава женщины тщательно оберегаются. Замуж она выходит обязательно девственницей. Отправляясь в дом мужа, не теряет связи со своими кровными родственниками, которые, в случае необходимости, могут выступить в защиту ее интересов, оказать ей моральную и материальную помощь.
Абхазские мужья почти никогда не прибегают к побоям и ругательствам. "Настоящий" мужчина считает это ниже своего достоинства. В случае обиды или грубого обращения жена может потребовать развода, который иногда еще совершается без всяких формальностей возвращением жены в дом ее родных. В то же время самовольный развод без достаточной причины (бездетность, измена и пр.) со стороны мужа не допускается. Бросить жену – значит нанести обиду всему ее роду, и муж должен дать объяснение или взять ее обратно.
Абхазская невестка не сидит, не говорит, не ест при старших, особенно свёкре.
Беременная женщина по-абхазски звучит как большая. Можно предположить, что абхазы воспринимают беременную не как ту, в которой есть ещё одна жизнь, а как увеличившуюся в размере женщину. Абхазки, стесняясь, старательно пытаются скрыть беременность от старших по возрасту. О появлении первых признаков своего нового состояния молодая сообщает свекрови через младших членов семьи или одну из невесток-ровесниц. С появлением видимых признаков беременности женщина должна вести себя скрытно, реже бывать на виду у свекра. В последние месяцы беременности она не навещает своих родителей, не появляется в общественных местах.
Существует также множество абхазских предписаний магического характера. При первом шевелении плода нужно обязательно посмотреть на что-либо красивое. Взгляд на цветущее дерево или красивую гору может по поверью способствовать тому, что жизнь у будущего ребенка будет красивой и цветущей. Не только беременной, но и ее мужу запрещается убивать змею или какое-либо другое животное, ходить на охоту. Считается, что, если они нарушат это правило – ребенок родится со шрамом. Женщине запрещается потрошить курицу или любую другую домашнюю птицу. По поверьям, если она нарушит этот запрет и дотронется грязной рукой до своего тела, это приведёт к появлению родимого пятна на том же месте у ребёнка. Абхазы верят, что если беременная покормит лошадь кукурузой или солью из своего передника, то роды начнутся вовремя и пройдут нормально. Если корова оближет беременную женщину во время доения, то у будущего ребенка волосы будут "прилизанными".
В Абхазии есть разные способы угадывания пола будущего ребенка. Например, если первое шевеление плода происходит с левой стороны, то родится девочка, если с правой – мальчик.
Муж не принимает никакого участия в беременности, родах, воспитании маленького ребёнка. Еще Маргарет Мид, исследуя различные этносы, заметила, если в племени воспитание мальчиков - «дело рук женских», мужское население в этом племени достаточно агрессивно (3).  Мужчины – абхазы испокон веков были воинами, отличавшись жестокостью, высокой агрессивностью.
С одной стороны, в Абхазии нет культа детей, скорее больше внимания уделяется пожилым людям. Дети растут как трава, мать много занята хозяйством. С другой стороны, для абхазской женщины материнство – единственная возможность реализовать себя. Она склонна баловать ребёнка, чёткой системы воспитания нет. Современная абхазка черпает знания по уходу за ребёнком не из книг, а из традиций и обрядов.  
В горных сёлах дети до сих пор спят в люльках. Новорожденного укладывают в люльку на третий или седьмой день после рождения. Перед тем, как уложить его в люльку, произносят разнообразные пожелания, например, "Чтобы ты светился как солнце, налился как луна". Запрещается раскачивать пустую колыбель – считается, что тогда ребенок вырастет беспокойным. Поднимать и переносить колыбель можно только в одиночку – иначе это ассоциируется с выносом покойника. С колыбелью обращаются осторожно и бережно. Если она "счастливая", т.е. дети в ней растут здоровыми, то ее передают по наследству из поколения в поколение. Первые месяцы ребенок постоянно проводит в люльке, лежа на спине в одном и том же неподвижном положении.
Церемония первого прикладывания к груди называется "открытием рта и смачиванием горла младенца". Считается, что сразу после рождения кормить новорожденного материнским молоком вредно, оно должно «очиститься», поэтому кормить ребенка в первый раз приглашают соседку. С тех пор семьи этих женщин становятся родственными, ибо молочному родству у абхазов придаётся очень большое значение. Вообще абхазы считают, что ребенок вырастет более здоровым и сильным, если питается молоком женщины из другого рода.
Современные абхазки редко кормят грудью. Условий для формирования безопасной привязанности малыша к маме немного. Но активно используются имитации, синхронизации в общении с ребёнком. При младенце громко, эмоционально говорят, пытаются установить с ним диалог не только родственники, но и гости в доме.
У абхазских детей чаще, чем другие виды формируется множественная привязанность, т.е. не только к матери, но и к другим людям.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
В первое время ребенка укладывают в колыбель голым, укутывают пелёнкой, вместо подгузника используется тростниковая трубочка с баночкой. Первую рубашку надевают, когда ему исполнялось 1-2 месяца. Ее шьют из старой сорочки отца, веря в то, что так ребенок будет счастливым и больше привязан к отцу.
Имя ребёнку даётся то, которое особенно нравиться старшим в семье, причем согласия матери на это не требуется. Иногда новорожденному дают имя почетного гостя, зашедшего первым в дом после рождения ребенка.
Купать ребенка можно только в определенные дни недели, в случае нарушения считается, что ребенок будет плохо расти. Нельзя купать после захода солнца, а также, в случае если в соседнем доме находится покойник. Строго следят за тем, чтобы вода не попала в пупок и уши ребенка. Перед началом купания и по его окончании обязательно произносят пожелание: "Чтобы ты рос крепким и здоровым!".
У абхазов отношение мужа к жене и родителей к детям характеризуется большой сдержанностью. Проявлять публично особую заботу или ласку к своему ребенку считается для мужчины непристойной слабостью (6).
Девиантное материнство из-за необходимости соблюдать нравственные принципы исключено.  Жестокое обращение с детьми не практикуется. Женщине не нужно делать карьеру, и она может «сидеть с ребёнком сколько угодно». Современным абхазам роды обходятся «в копеечку», однако роженице всегда есть кому помочь и материально, и с ребёнком посидеть. Активно помогают многочисленные родственники и соседи.
В Абхазии глубоко чтут обычаи, соблюдать порой которые очень трудно, но их важность и необходимость прививается ребёнку с плёнок. Так он растёт в предсказуемом мире и это хорошо сказывается на его эмоциональном развитии.
Конечно в больших городах традиций придерживаются всё меньше и меньше, в результате самобытность национальных характеров постепенно стирается. Тем не менее, в деревнях народная культура процветает.
Задумайтесь, а как Ваше отношение к беременности, ребёнку, материнству и родам сказывается на развитии Вашего пренейта (плода в утробе) и в дальнейшем отразится на малыше? Что необходимо изменить, и что можно почерпнуть из детской и перинатальной психологии, а что из национальных традиций разных стран себе в опыт. Я искренне надеюсь, что этими увлекательными сведениями побудила Вас к изучению культурных особенностей отношения к беременности и родам у разных народов.
Если Вам понравилась статья и Вы подумываете о работе с психологом, Вы можете обратиться ко мне за психологической помощью. Я работаю онлайн (skype, google meet) и с выездом на дом в Санкт-Петербурге. Записаться ко мне на консультацию можно здесь=>=>
Список литературы
1. Добряков И.В.    Перинатальная психология. – СПБ.: Питер, 2010. – 272 с.
2. Крайг Г., Бокум Д.     Психология развития. – 9-е изд. – СПБ.: Питер, 2005. – 940 с.
3. Мид М.    Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988. – 429 с.   
4. Райгородский  Д.Я.    Ребёнок от рождения до подросткового возраста. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2011. – 736 с.
5. Сайт: КЬЯРАЗ   Народный сайт официальной партии Абхазии    (15/02/2013)
6. Сайт: Мечта-Сухум     (15/02/2013)
7. Сайт: Удивительный Китай   (15/02/2013)
8. Сайт: PEAPLE&COUNTRIES      (15/02/2013).
Храмченко Надежда
30.01.2015 (дата написания статьи, вся информация на сайте актуальна)
Комментарии



Утрата своей беременности - тяжёлое испытание для женщины. Что происходит с ней на психологическом уровне, и как ей помочь?..

Российским семьям присуща враждебность и борьба за власть. Супруги часто забывают, что семья нужна для поддержки, безопасности и уважения друг к другу. Как свернуть с пути к разводу и укрепить отношения? Нужно научиться правильно конфликтовать...

Симпатия, дружба, любовь и счастье от хороших отношений вытекают от умения слушать друг друга, открыто говорить о своих намерениях, желаниях, принимая другого таким, какой он есть, ценя его уникальность, а также привычки вовремя экологично сбрасывать нервно-психическое напряжение и заменять манипуляцию навыками ассертивного поведения.
Назад к содержимому