Подростковая лень - Психолог в СПб

Психолог Надежда Храмченко
Перейти к контенту

Подростковая лень

Статьи автора > Подростковая психология
Копирование частично или полностью текста статьи, размещение на сайтах и блогах, присваиваение авторства этому материалу строго запрещено (статья 1270 Г.К РФ)
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛЕНИ У ПОДРОСТКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
1.Небольшое лирическое начало (для защиты от плагиата статьи)
2.Лень как показатель кризиса у подростков
3.Причины подростковой лени
4.Как верно вести борьбу с подростковой ленью
5.Учебная мотивация как ядро трудолюбия подростка
-Постоянное поддержание интереса к учёбе
-Пропущенный материал необходимо догонять
-Целесообразность обучения в школе
-Викарное научение на родительском примере
6.Развитие воли у подростков
7.Эмоциональное развитие и регуляция
НЕБОЛЬШОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ НАЧАЛО
В нашей блёклой и серой жизни, где рутина поддерживает сумерки, уже давно ставшие ведущим атрибутом дня, нет-нет, да и возникают яркие вспышки безудержного веселья и смеха, стремительным потоком разбавляющие этот чёрно-бело-серый триколор. А создателями этой новой палитры так часто являются мои клиенты, которые готовы с юмором и оптимизмом взглянуть на свои трудные и с виду неразрешимые проблемы.
Об одной такой семье мой небольшой набросок.
- Как, Вы, ещё не видели? Он Вам не рассказал? – удивлённо приподняла брови мама моего юного клиента.
- Ты покажи, покажи своё новое приобретение сыну. Вы только посмотрите, что она ему купила. Ни в чём ему не отказывает
– возбуждённо потряхивая головой, указывал взглядом на нечто, крупное, но очень аккуратно замаскированное покрывалом на подростковой кровати, отец семейства.    
- Ну, да…купила! А что ещё мне оставалось делать? – с невозмутимым видом, исполненным независимостью и презрением к любым ограничениям и давлению парировала мать 16-летнего подростка.
- Нет, Вы гляньте, гляньте, что ему подарили на день рождения! – папа, не унимаясь, всё ещё пытался втянуть меня в семейную заварушку.
Моё извращённое жизнью воображение рисовало мне разные версии, спрятанного на кровати предмета, который, доведённая до отчаяния мать решилась купить своему выросшему отпрыску.
-Может лучше не стоит…, - тихо, но решительно взмолилась я. Мой мозг колотило от различных догадок о закрытом предмете, показать который было так возмутительно.
- Иначе картина будет не полной. Мы просто должны Вам показать, - папа закипал от возмущения всё больше, и больше.
- Ладно, смотрите, - замедленным жестом, с загадочной усмешкой женщина грациозно распахнула плед.
«Фух!» - я выдохнула, а ведь могло быть гораздо хуже. Длинная цилиндрическая подушка с изображением голого молодого человека с чокером, видимо известного корейского певца, нашла себе важное применение на подростковой тахте.
- Вы себе не представляете, какую сын устроил истерику, когда мы забыли этого мужика, отправившись на дачу. И в Крым отдыхать мы его с собой брали, без него никуда теперь.
На этом моменте я уже не выдержала, был воскресный день, и всё моё напряжение, накопленное за неделю, неожиданно прорвалось в виде гомерического хохота и радостных слёз, сдерживать которые я была уже абсолютно не в состоянии. Природа не обделила меня сильным, живым и ярким воображением, и на моём внутреннем экране моментально развернулась такая картина: семья (папа, мама, сын-подросток и сын помладше) выходят из вагона поезда, гружёные чемоданами, у кого-то из них через плечо перекинут огромный надутый круг, а у другого – цилиндрический мужик субтильного телосложения с чокером. А окружающие глазеют и дивятся: «Чей это мужик и зачем?».
Наш герой, по поводу которого и состоялась консультация был «героем нашего времени». Представитель ЛГБТ-меньшинства, феминистского сообщества, как и многие свои сверстники, время от времени, изрядно заскучав, он наносил себе на кисти рук царапины линейкой, из которых начинала сочиться кровь. Эта кровь на всю его родню оказывала гипнотическое воздействие. Они оставляли все свои хлопоты, дела и принимались заботиться о своём отпрыске с ещё большей остервенелостью. Например, в начале прошлого года молодой человек решил уйти в школе на семейное обучение, но делать уроки отказался. После его категорического заявления «Я ничего не хочу» психиатр выдал индульгенцию на жизнь без обязательств, на жизнь «под куполом», в которой нет ни забот, ни хлопот, стрессов и потрясений. Заветная запись врача «депрессия» освободила парня от всего того, с чем человек, взрослея и мудрея, сталкивается на протяжении всей своей жизни, от любых трудностей и испытаний. С этого момента вся семья, а также репетиторы выполняли домашние задания за юношу, сдали ОГЭ, после чего пообещали год его не тревожить и не трогать. На момент нашей встречи этот защитный от жизни купол стал очень крепким, подросток мог лежать весь день, играть в компьютерные игры, ходить в рестораны и на тренинги, послать родителей в магазин, когда они приходили уставшие с работы, и на мой вопрос: «Почему так?» искренне и откровенно отвечал: «Меня всё устраивает. А делать что-то мне лень!»
лирическое начало, январь 2023г.
ЛЕНЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КРИЗИСА У ПОДРОСТКА
Подростковая лень – первый индикатор разгара переходного возраста.
Больше всего лень у подростков распространяется на учёбу. Делать уроки совсем не хочется, если хочется, то не можется – не заставить себя никак. Успеваемость резко падает вниз. В школе обычное дело, когда ребёнок до 5 класса был отличником, а теперь в его дневнике одни тройки и двойки.
Следующий плацдарм для разгула подростковой лени – домашние обязанности, особенно уборка квартиры, вынос мусора, мытьё посуды. Подростка, который бы ежедневно надраивал свою комнату – свою личную территорию - увидишь крайне редко.
ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОЙ ЛЕНИ
Каковы же причины лени подростка? Конечно же, гормональная перестройка, приводящая к вялости, рассеиванию внимания, к усилению сексуальных интересов, по сравнению с которыми школьная рутина – пытка. Конечно же, снижение учебной мотивации. Мотивация – это двигатель любой бурной деятельности. В подростковости этот двигатель учёбы абсолютно не исправен. Ценность учёбы рушиться под натиском желания общаться со сверстниками, поскольку взаимодействие с ровесниками в этом возрасте является основной потребностью тинэйджера.
Подросток живёт здесь и сейчас, ему крайне трудно представлять далёкие жизненные перспективы, и то, что необходимо, упорно трудиться – учиться ради счастливого будущего. А сейчас ему хочется общаться.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Ещё одна причина подростковой лени – бурная эмоциональная жизнь, характерная для этого возраста. Эмоции захватывают, дестабилизируют, сильно снижается самоконтроль, взять себя в руки и заставить что-то делать становиться почти невозможно, внимание постоянно непроизвольно переключается на то, что наиболее значимо для тинэйджера и приносит ему удовольствие: отношения, любовь, секс, увлечения.
КАК ВЕРНО ВЕСТИ БОРЬБУ С ПОДРОСТКОВОЙ ЛЕНЬЮ
Как же вырвать своего любимого ребёнка из лап всепоглощающей лени? Борьба с ленью должна основываться на следующих трёх китах:
-повышение учебной мотивации,
-развитие воли или произвольности (делать произвольно означает делать то, что надо, а  не то, что хочу),
-гармонизация эмоционального состояния подростка.
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ЯДРО ТРУДОЛЮБИЯ ПОДРОСТКА
ПОСТОЯННОЕ ПОДДЕРЖАНИЕ ИНТЕРЕСА К УЧЁБЕ
В развитии учебной мотивации колоссальную роль играет учитель. Нудные лекции и санкции низкими оценками для такого возраста не допустимы. Уроки такого учителя будут прогуливаться, предмет станет ненавистным на всю жизнь. Вот если методами преподавания станут дискуссия, диалог с учащимися, написание работ, сочинений на темы, которые им близки с вкраплениями в них тем уроков, этот учебный предмет обязательно полюбится тинэйджерами. Например, если проанализировать с помощью классной дискуссии рассказ А.П.Чехова  и дать задание ученикам написать свой рассказ о современной жизни с подобным сюжетом, русский язык и литература перестанут восприниматься как бесполезные предметы, а учитель будет рассматриваться подростками как интересная личность, его уроки станут любимыми. Главное, занятия должны вызывать интерес у школьников и понимание своей нужности и необходимости для жизни. Конечно, такие передовые учителя большая редкость, хотя талантливый преподаватель первоочередной своей задачей ставит заинтересовать своим предметом учеников, повысить ценность этого предмета в их глазах и обязательно вселить уверенность, что они на практике в своей жизни применят полученные навыки. Однако если Вашего ребёнка обучают в школе совсем другие преподаватели, что делать? Выполнить эту часть работы за них. Если трудности вызывает физика, например, пойти в интерактивный музей занимательных наук или лунариум (в планетарий). На практике рассмотреть те или иные физические явления. Если Вашему сыну или дочери никак не удаётся прочесть заданный в школе роман, сходите на спектакль по этому произведению или посмотрите вместе фильм и обсудите его. Более подробно об этом читайте в моей статье УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПРОПУЩЕННЫЙ МАТЕРИАЛ НЕОБХОДИМО ДОГОНЯТЬ
Школьники, запустившие уроки, могут очень сильно отставать от класса и освоить новую тему вместе со всеми им порой невозможно, даже если они сильно этого захотят. Помогите Вашему ребёнку, уделите ему своё время (дарить своё время в наши дни близкому – это, прежде всего, дарить свою любовь), объясните на пальцах пропущенный материал, разберите вместе с Вашим ребёнком трудный материал. Такое совместное творчество принесёт в разы больше положительных результатов, чем занятия с репетиторами.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Подростку крайне важна целесообразность своих действий. Именно в этом возрасте тинейджеры ставят под сомнение ценности взрослых, окружающие предстают им глупыми, жалко влачащими своё существование на тягостной работе, единственным светлом пятном где, зарплата и возможность развлечься с её помощью, которые ещё и пытаются втянуть в эту гнусную авантюру своих детей. В противовес, взрослый, который охотно подисскутирует на темы образования, карьеры и жизни, не приползающий с видом беглого каторжника или героя гражданской войны с работы, а воодушевлённый, наполненный творческой энергии, абсолютно удовлетворённый выбором своей профессии, будет самым непревзойдённым по эффективности мотиватором на учёбу.
ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ ПРИМЕРЕ
Не желают дети ходить в школу для галочки, как их родители отчаливают на свою работу, проявляя гены крепостных. Только дело по душе, вне зависимости от дохода и престижности, будь то общение с животными, участие в турслётах, дизайн вещей, что-то ещё - верный путь, чтобы подросток хотел учиться в школе. Если оно есть, то можно строить планы о получении профессии, и учиться собственного для того, чтобы ею овладеть, нажимая на те предметы, которые нужно будет сдать.
Поддерживайте подростка своей верой в его силы и успех. Никогда не говорите при ребёнке, что Вам не интересна Ваша работа или, что она тяжёлая и это только способ заработать. Современные подростки осведомлены, как можно заработать более легко. Плохое отношение к своей работе у родителей убивает любую учебную мотивацию у их ребёнка. Кто захочет повторять мученический путь своих предков, которые учились, учились, а теперь страдают на работе? Запугивать, что станешь дворником тоже не стоит, ведь в жизни полно примеров, когда отъявленные неучи богатели, а те, кто в детстве учились на отлично, потом нищенствовали.
Резюмируя, можно сказать, что развить учебную мотивацию можно только заинтересовав подростка процессом учёбы (давая творческие задания, которые ему по силам), связав знания, получаемые в школе с жизненной практикой именно этого тинэйджера в его жизни сейчас, а не в далёкой перспективе, и добиваясь, чтобы учебный материал стал адекватным для восприятия Вашего ребёнка. Если этого не делать, учебная мотивация не повыситься.
РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ПОДРОСТКОВ
Следующее  направление борьбы с ленью у подростка – развитие воли и произвольности. Каковы качества волевого человека? Инициативность, активность, целеустремлённость, ответственность, умение принимать решения, решительность. Юнец обязательно должен участвовать в ПРИНЯТИИ семейных РЕШЕНИЙ за большим круглым столом. Например, куда поехать отдыхать в отпуске, выбора школы или съёмной квартиры, по поводу крупных покупок и т.д. Необходимо выслушать все точки зрения в семье, в том числе и детей – подростков, а потом совместно принимать решения. Так ваш ребёнок на практике узнает, как  нужно принимать решения, и как они важны в жизни. У ребёнка, а тем более тинэйджера, всегда нужно поощрять стремление проявить ИНИЦИАТИВУ.
Если у Вашего чада в голове созрел проект, то поддержите его. В реальности родители принимают важнейшие решения в жизни своего ребёнка, не советуясь с ним, а инициатива подавляется. Инициатива вырастает из интереса, а родители, увы, часто не осведомлены об интересах своего ребёнка и полагают, что лучше, чем их ребёнок знают, что должно быть ему интересно. Чем больше в этом мире интересов у Вашего ребёнка, тем меньше места для лени в его жизни. Интерес стимулирует активность и инициативу. АКТИВНОСТЬ – умение действовать для того, чтобы достичь поставленной цели. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ – великое качество. Подростку обязательно нужно научиться ставить перед собой цели и достигать их. Допустим, у него появилось желание научиться играть на гитаре. Пусть поставит и сформулирует цель «Научиться играть на гитаре». Цель всегда формулируется с участием глагола, ведь она связана с действиями. Чтобы действовать - нужно ПЛАНИРОВАТЬ. И даже, если в Вашей семье принято действовать спонтанно, для того, чтобы подросток был активным и волевым, необходимо научить его планировать. Планировать обучение игры на гитаре, планировать свой день – завести тетрадку и писать там план на каждый день, планировать повышение успеваемости. Анализировать полученный результат, что удалось, а что нет.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/РЕШИТЕЛЬНОСТЬ так же необходимо развивать для того, чтоб не быть ленивым. «Лучше что-то сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть». Когда одолевают сомнения, неуверенность в себе, когда кажется, что всё напрасно и закончиться неуспехом, нужно быть решительным и переломить себя, действовать, веря в свои силы и достижение успеха.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Важно, чтобы тинейджер отвечал за свои поступки, за свои обязанности по дому, за свою учёбу. Если на данном фронте у него полный штиль, то давайте ему мелкие поручения, за которые он бы нёс ответственность. Потом можно перейти на более крупные участки деятельности. Более подробно о волевом поведении и его развитии читайте в моей статье ПРОГРЕСС ВОЛИ: КАК ПОЧИНИТЬ МОТОР СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ?
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РЕГУЛЯЦИЯ
Эмоциональное состояние,  так же как безволие и отсутствие учебной и трудовой мотивации, может уводить тинэйджера от деятельности. Тяжёлые переживания по поводу отношений с одноклассниками, страдания от неразделённой любви, мучения от изменений своего тела, муки от школьной неуспеваемости, вина из-за развода родителей – всё это может привести к отказу от учебных занятий, к протесту, в том числе и тихому против семьи и как следствие невыполнению семейных дел. Так что задача родителей проявить чуткость, приглядываться к своему взрослеющему чаду и, заметив сильные изменения в его настроении, поговорить с ним по душам, быть в курсе его дел и оказывать поддержку в личных вопросах и трудностях.
Итак, лень – это мощный враг, но одолеть его можно. Нужно учитывать, что дракон этот дышит огнём временно. К моменту вступления во взрослость его сила значительно уменьшиться. Тем не менее, родителям важно не быть ленивыми и действовать, опираясь на 3-х китов: развитие учебной мотивации, укрепление воли – произвольности и гармонизируя эмоциональное состояние недорослем.
Важно найти истинные причины лени именно Вашего ребёнка, для того чтобы улучшить ситуацию. Обращайтесь ко мне за психологической помощью со своим подростком. Это могут быть диагностическая консультация с подробными рекомендациями родителям, консультации подростка с абсолютной конфиденциальностью, а также консультации родителей по всем интересующим их вопросам. Я работаю онлайн (skype, google meet), с выездом на дом в Санкт-Петербурге, по телефону. Записаться можно здесь=>=> Такая работа очень доступна и по цене, и по организации!
Храмченко Надежда
27.10.2013 (дата публикации статьи, вся информация о консультациях актуальна)
Комментарии



Рита 2019-03-18
Отличный материал! Именно на нем и буду строить родительское собрание.

Светлана 2018-07-26
Спасибо!

Татьяна 2018-06-03
Спасибо. Полезная статья.

Андрей  2016-11-28
Спасибо!
Пропадание с компанией сверстников, слабый эмоциональный контроль, томление  от бессмысленности жизни, стремление к независимости, лень и протестные реакции могут быть позитивными признаками развития личности человека...
Учебная мотивация начинает формироваться с возраста почемучек, а дальше нужна ситуация успеха, развитие пытливого ума и понятийного мышления, пример деятельного родителя перед глазами, референтная группа сверстников, которые к  стремятся к знаниям, справедливые учителя.
По статистике в России подростки пробуют алкоголь с 12 лет. Родители не обращаются к специалистам, игнорируя или замалчивая проблему. Читайте в статье о профилактике алкоголизма и о том, что делать, если подросток употребил спиртное...
Тренинг направлен на решение самой главной задачи подросткового возраста "Развитие я-идентичности". На занятиях подросток научится прислушиваться к своим эмоциям и регулировать их, иметь собственные интересы и желания, сможет развить волю и учебную мотивацию, мотивацию достижения, узнать многое о своём характере и темпераменте, получить ответ на важнейший вопрос "Кто я?", поймёт, чем он сможет быть полезен обществу.
На тренинге подросток научится прислушиваться к своим эмоциям и управлять ими, преодолеет зависимость от мнения окружающих, станет более уверенным в себе, поднимет свою самооценку, разовьёт самовыражение, мотивацию достижения, научится ценить себя и защищать своё личное пространство, найдёт своё место в этом мире.
Назад к содержимому