Как выработать родительский авторитет - Психолог в СПб

Психолог Надежда Храмченко
Перейти к контенту

Как выработать родительский авторитет

Статьи автора > Детская психология
Копирование частично или полностью текста статьи, размещение на сайтах и блогах, присваиваение авторства этому материалу строго запрещено (статья 1270 Г.К РФ)
ПРИОБРЕТИТЕ АВТОРИТЕТ У СВОИХ ДЕТЕЙ  - СТАНЬТЕ КАПИТАНОМ КОРАБЛЯ
Сразу определимся с терминологией. Родительский авторитет – это обратная связь со стороны ребёнка, его любовь, глубокое уважение к своему родителю, почитание, благоговение перед ним, восприятие его как самого умного, знающего, за которым хочется следовать и многому от него учиться.

Заметьте, здесь нет и намёка на страх перед родителем (довлеющим, не считающимся со своим ребёнком, избивающим). В этом случае авторитет ложный, навязанный, держащийся на одних наказаниях и запугиваниях.
Без истинного авторитета воспитать ребёнка невозможно. Чем он выше, тем легче и гармоничнее идёт процесс воспитания. У авторитетного родителя ребёнок хочет учиться жизни, верит ему, идентифицирует себя с ним.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/Если ребёнок не воспринимает своего родителя как авторитетного, он будет: пререкаться с ним, не слушаться, делать всё наоборот, отстаивая своё «Я», увиливать от выполнения требований родителей, ставить себя выше родителя.
ПОДУМАЙТЕ КТО ВЫ: ВЗРОСЛЫЙ, РОДИТЕЛЬ ИЛИ РЕБЁНОК?
В каждом человеке живёт три субличности или Я-состояний: взрослый, ребёнок и родитель. В состоянии «Я-ребёнок» человек не задумывается об ответственности, импульсивен, порывист, очень эмоционален, впечатлителен, зависим от других, смеётся от души, рыдает сотрясаясь всем телом, у него слабый самоконтроль, действует повинуясь желаниям и влечениям. В состоянии «Я-взрослый» человек несёт всю ответственность за себя, рационален, устанавливает с людьми равные партнёрские отношения, независим. А вот, когда в человеке активна субличность «Я-родитель» он берёт ответственность не только за себя, но и за другого. Отношения строит с позиции не на равных как взрослый, а с позиции «Я сверху», абсолютно уверен в своей правоте.
Задумайтесь, а как обычно Вы ведёте себя со своим ребёнком? Какую позицию в общении с ним Вы занимаете: «Сверху», «Снизу» или «На равных». Если в трудных ситуациях и проблемах с ребёнком, Вы теряете контроль над собой, начинаете орать, истерите, срываетесь, чувствуете своё бессилие и, что не справляетесь со своим  зайчиком, значит в Вас действует субличность «Я-ребёнок». Проанализируйте в каких жизненных ситуациях у Вас активизируется эта субличность. В отношениях с мужем, друзьями, родителями, на работе какая субличность в Вас преобладает? Почему именно со своим дитём Вы ведёте себя как ребёнок? У этой позиции есть один плюс: она помогает сблизиться со своим мальцом, и иногда родитель может быть с ребёнком по-детски непосредственным, но только иногда. Например, на море поплескаться в воде, поиграть в футбол, в прятки, в снежки зимой и т.д. В других ситуациях такая позиция недопустима, иначе авторитет взрослого сойдёт на нет, и в доме хозяином будет Ваш ребёнок, а не Вы.
Чтобы не случилось, какая бы трудность и проблема не возникли, со своим ребёнком родитель не должен показывать, что с чем-то не справляется, не знает, что делать, не уверен в себе. Даже пеленать, одевать, прикладывать к груди нужно уверенной рукой. Маме и папе во всём необходимо транслировать, что они знают, что делают и справятся с любыми трудностями.
Задайте себе вопрос «Кто в доме хозяин?», задайте Вашему ребёнку этот вопрос. Ответ должен быть однозначным: «Вы» и Ваш супруг(а).
Конечно, чтобы оказаться на верхней ступени семейной иерархии, ребёнок использует многочисленные проверенные жизнью способы. Одной из тактик сбить взрослого с толку и одержать на ним вверх, добиться своего, является детская психологическая манипуляция. Подробно о формах, типологии и способах ей противостоять, Вы можете прочитать в моей статье МАНИПУЛЯЦИИ В ОБЩЕНИИ.
СЕМЕЙНАЯ ИЕРАРХИЯ
Ещё раз о том, «Кто в доме хозяин»? Если ребёнок гиперопекаем, или родитель чувствует себя неуверенно в воспитании ребёнка, то конечно хозяином будет ребёнок. Но в силу возраста такая роль в семье ребёнку может причинить только вред. Детям нужно объяснять, что они не могут выжить без взрослых, и им необходимо их слушаться. В отношениях с ребёнком нужно занимать позицию не на равных, а чуть выше. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок считался с Вашим мнением, нужно, чтобы к Вам с уважением относились все члены семьи. Всячески избегайте семейных ссор и скандалов. В них обычно люди стараются друг друга унизить, доказать свою правоту и высказываются друг о друге не в лучшем свете. Ребёнок не будет чтить и ценить таких родителей, особенно тех, кто регулярно проигрывает в подобных спорах или в конфликтах очень агрессивен, бьёт другого члена семьи. В доме, где папа и мама, бабушка и дедушка друг друга уважают, внимательно выслушивают и принимают мнение своих детей, ребёнок будет считаться со своими родителями, испытывать перед ними трепет.
РОДИТЕЛЬСКАЯ СИЛА И СПРАВЕДЛИВОСТЬ
От родителей должна исходить сила и справедливость. В проблематичной ситуации нельзя срываться и орать – это прямая демонстрация своего бессилия, нельзя говорить «Не знаю, что делать, выбилась из сил, мне уже всё равно». Если возникла трудная ситуация с ребёнком или подростком, нужно быть максимально спокойным, уверенным в себе, этим Вы будете излучать внутреннюю силу, и с Вами захочется иметь дело. Дёрганный, постоянно испытывающий стресс, истерящий родитель никогда не завоюет авторитет у своего ребёнка, и наоборот, спокойный, уравновешенный, рассудительный вызывает уважение и ощущение защищённости им.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Если ребёнок с Вами совсем не считается, замолчите, уйдите в другую комнату и накажите его своим невниманием и полным игнорированием до того момента, пока он не раскается и искренне не попросит у Вас прощения. В трудной ситуации не упрекайте провинившегося ребёнка, не вываливайте на него шквал обвинений, а разберите с ним его поступок: в чём он был не прав, какие негативные последствия могут быть у таких действий, как можно было поступить иначе, как в подобной ситуации в следующий раз он поступит. Спросите его, чем он может загладить свою вину. Пусть он обязательно так и сделает. Это будет справедливо, и ребёнок не возьмёт над Вами вверх. Дети ведь очень часто своим поведением прощупывают границы дозволенного, что им можно, а что нельзя. Родителям необходимо проявить твёрдость и стойкость, не идти на поводу у манипулирующего ими ребёнка. Нарушение дисциплины в школе, хамство, грубость родителям не должны просто так сходить с рук. Осуждение неблаговидных поступков, искупление своей вины ребёнком обязательны. Если Вы наказываете своего ребёнка, то наказание должно следовать сразу после проступка, а не на следующий день. Лучшие виды наказания – это лишение чего-то значимого для ребёнка. Наказание должно быть адекватно проступку. Недопустимо наказывать сурово за маленькую провинность, а за действительно очень дурной поступок наказывать очень мягко.
БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ. НЕ ПРОТИВОРЕЧЬТЕ СЕБЕ
Для этого осознайте свою систему жизненных ценностей и принципов, взглядов на мир, сформулируйте «Что такое «Хорошо» и что такое «Плохо». Транслируйте это своему ребёнку, задавая систему жизненных приоритетов и не противореча себе. Например, если сегодня Вы говорите, как важна учёба в школе, не нужно на следующий день после получения двойки за контрольную кричать, что Вам всё равно, что получит Ваш ребёнок в четверти или, если Вы регулярно ему повторяете, как важно доверять людям и общаться с ребятами, не следует, приходя с работы, поносить своих коллег, критиковать начальство и управдом, обсуждать подруг или, если Вы учите ребёнка, что воровать не хорошо, не тащите с работы, то что плохо лежит.
В общем, следите за тем, чтобы самому себе не противоречить.
РОДИТЕЛЬ КАК ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Авторитетный родитель – это родитель, на которого хочется походить, кому хочется подражать. Посмотрите на себя со стороны. Можете ли Вы своими взглядами на жизнь, на мир, поступками, внешностью вызвать восхищение у Вашего ребёнка, у его друзей? Валяющийся на диване отец, сварливая, ничего не могущая поделать с ленивым мужем мать никогда не смогут стать авторитетными родителями. У любого родителя всегда есть прекрасный повод для саморазвития и самовоспитания – вызвать чувство гордости у собственных детей.
И ещё несколько рекомендаций:
- уважайте своего ребёнка, не унижайте его. Считайтесь с его мнением, поясняйте свои требования, чем они мотивированы. Например, «Сладкое нужно есть после еды, иначе здоровье будет подорвано»;
- культивируйте в нём самостоятельность, то есть не опекайте. Чрезмерно опекаемые дети считают, что взрослые им всё должны. Куда уж там до авторитета?©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
- с 3-лет вводите обязанности, постепенно расширяя их круг. Первое – это конечно же уборка игрушек, сбор посуды со стола после еды за собой. Дальше - больше. Будьте требовательны к ребёнку, но никогда не ощущайте и не демонстрируйте своё превосходство над ним;
- воспитывайте уважение к старшим и трепет перед ними. Ребёнок с малолетства должен знать: нельзя перебивать взрослых, паясничать, кривляться и пререкаться во время разговора с ними, нужно уступать место пожилым в транспорте, помогать маме донести сумки из магазина и т.д. Просто и чётко объясняйте ребёнку, как нужно себя вести со взрослыми, в разных общественных местах и т.д. Детей необходимо воспитывать так, чтобы критиковать, обсуждать действия взрослых им бы просто в голову не приходило;
- заботьтесь о своих престарелых родителях и приучайте Вашего ребёнка за ними ухаживать, оказывать им знаки внимания. Здорово, если в традициях Вашей семьи будет жить кредо «Помогать слабым и немощным, заботиться о пожилых людях!».
Резюмируя, ещё раз повторю самые основные правила, необходимые для формирования и поддержания родительского авторитета:
- не противоречьте себе;
- будьте уравновешены, уверенны в себе как в родителе и спокойны;
- в семье необходимо взаимное уважение;
- будьте требовательны и справедливы к ребёнку;
- станьте ему образцом для подражания;
- будьте внимательны к своему ребёнку, не унижайте его;
- в вершине семейной иерархии ставьте мужа, далее жену, далее старшего ребёнка, потом более младшего.
Если в воспитании своего ребёнка, Вы столкнулись с проблемой низкого родительского авторитета,  не запускайте ситуацию, обращайтесь за психологической помощью. Я могу провести экспертную диагностику Вашей истории, ребёнка, детско-родительских отношений и дать очень подробные рекомендации, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону. Такая работа очень доступна по цене и организации. Записывайтесь на консультацию  здесь=>=>
Храмченко Надежда
21.09.2014 (дата публикации статьи, вся информация о консультациях актуальна)
Комментарии



Развод - всегда стресс для ребёнка любого возраста. Что  чувствует ребёнок (подросток) при разводе родителей, как может измениться его поведение? Узнайте как развестись, чтобы не травмировать своего ребёнка и даже сделать его счастливым, сформировать конструктивные ценности в структуре личности.
Жизнь мамы погодок -это круговорот из стресса, нервозности, бессилия. Однако при правильном подходе в  воспитании родительство становится настоящим счастьем, но для этого нужно знать психологические механизмы типичных трудностей с погодками. Об этом статья...
Инфантильность как кокон защищает ребёнка от жизни и самостоятельности. Насколько безопасна стагнация социального и личностного развития, эмоционально-волевая незрелость? Кому это выгодно? Есть ли способы её преодоления?
Назад к содержимому