Как помочь детям и подросткам с цифровой зависимостью
Статьи автора > Подростковая психология
Копирование частично или полностью текста статьи, размещение на сайтах и блогах, присвоение авторства этому материалу строго запрещено (статья 1270 Г.К РФ)
Активное внедрение интернет-технологий в жизнь человека не остановить. Однако вместе с вытекающими из этого благами, мы всё чаще сталкиваемся с негативными последствиями такого прогресса. И, как люди с ещё неокрепшей психикой и развивающейся нервной системой, наиболее уязвимыми здесь оказываются дети и подростки. В 2023г. в МКБ11 зависимость от компьютерных игр внесена под шифром 6C51. Это единственная зависимость в международной классификации болезней (МКБ), где человек ничего не употребляет внутрь. Впервые термин цифровая зависимость ввёл в 2012 г. Манфред Спитцер.
Цифровая зависимость, как болезнь, официально не отмечена, однако это не означает, что её нет как таковой. Исследований и публикаций на эту тему в серьёзных научных журналах очень много. Тем не менее, по разным экономическим и политическим причинам эта немощь в классификаторе недугов пока отсутствует. В реалиях цифровая зависимость проявляется тем, что человек при каждом удобном случае хватается за телефон и что-то там смотрит, рационализируя, что это очень важно, безопасно, и крайне нужно сейчас отыскать необходимое.
ВРЕД СМАРТФОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Для успешной учёбы в школе необходимы произвольное внимание (когда человек по собственной воле управляет своим вниманием), развитая произвольность (целеполагание, самоконтроль, организованность), социальный интеллект, (умение встать на место другого человека, коммуникативные навыки), понятийное мышление.
Если ребёнок или подросток пользуется смартфоном очень много по всем этим сферам наносится термоядерный удар. Важно понять, что мир интернета – не божья благодать в помощь запутавшемуся человеку. Каждый раз, открывая поисковик, человек фактически предоставляет свой кошелёк жаждущим наживы и желающим разбогатеть на таких наивных и доверчивых гражданах. Основная задача любого интернет-ресурса, чтобы его посетитель оставался на нём как можно дольше, так он повышается в рейтинге, обеспечивая прибыль компании, над этим работают специально обученные люди. Открывая тик-ток, листая ленту соцсети, играя в компьютерную игру не владеет своим вниманием, активно совершает импульсивные действия, теряя организованность и самоконтроль.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/ У отрока вырабатывается привычка, что его вниманием постоянно кто-то овладевает, и что это нормально. Подобный контент и его подача созданы таким образом, чтобы у человека быстро выделялся дофамин (медиатор, создающий радостное благостное состояние преимущественно от успехов). В то же время, чтобы он образовывался естественным путём, от чтения книг, добывания новых знаний, навыков, достижения целей, нужно затрагивать много усилий, иметь сформированные для этой деятельности нейронные сети, отсутствие возможности получить лёгкий (без преодолений и труда) дофамин. Кроме того, когда ребёнок идёт на поводу у своих желаний, перескакивает на интересное, вновь и вновь у ребёнка закрепляется импульсивное поведение, слабеет самоорганизованность. Усиливают желание залезть и не выходить из телефона тревога, неудачи, неумение справляться со стрессом. Подробно об учебной мотивации читайте в моей статье Учебная мотивация детей и подростков. Рекомендации для родителей
Беспокойство и душевные страдания мгновенно перекрываются выделяющимся дофамином от предвкушения встречи с телефоном и содержимым виртуального мира. Формируется химическая зависимость. Часто среди оправданий посетителей эфиров, видеоблогов можно встретить желание саморазвиваться. Однако, к большому сожалению, такое потребление информации приводит к развитию не понятийного мышления, а клипового, фрагментарного, разрозненного, обрывочного, тогда, как после 5-го класса в школе происходит активное изучение наук, которое невозможно без развитого понятийного мышления (Л.А.Ясюкова). Понятийное мышление – одна из высших форм мышления, подразумевающая способность индивида структурировать знания, проникать в суть вещей и понимать их, изучать понятия, а не термины, образовывать и запечатлевать связи между ними, отделять главное от второстепенного, умение выделить 1 существенный признак в группе явлений и вещей и на его основе делать обобщения.
ПОТЕРЯ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ
Жизнь современного школьника нередко наполнена проблемами, связанными с общением в классе, друзьями, учителями, родителями. Однако, если выработана копинг-стратегия «Уход» от трудностей в виртуальную жизнь с лёгким получением дофамина, то в интернет-сетях юный пилигрим непременно набредёт на сообщества, проявляющие к нему абсолютное понимание, принятие, но не бескорыстно. Взамен они по праву рассчитывают на отказ от семейных ценностей индивидом и начала исповедования им иной идеологии. В результате отрок оказывается вырванным из окружающей среды. Таких клиентов у психологов очень много, часто они апатичны, в подавленном настроении, в качестве стратегий для снятия напряжения выбирают селф-харм, нарушения пищевого поведения, идеологию ЛГБТ, феминизма; характерной особенностью ребят, нашедших комфортный для себя социум в интернете, является отсутствие исторической основы в своих умозаключениях и суждениях. Их умозаключения и суждения никогда не зиждутся на опыте прошлых поколений, предков, уроках истории. Следует заметить, что такая особенность, как оторванность от корней в принципе характерна для поколения Z, однако у одних ребят – это тенденция, а у других буквально отсутствует как таковая принадлежность к роду человеческому, а вместо этого есть причисление себя к интернет-сообществам, где можно выбирать себе пол, худеть, чтобы стать, как тощая кореянка, наносить себе порезы, потому что это якобы красиво, иметь сексуальные контакты с человеком своего пола, так как гетеросексуалы – отсталый пережиток «совка», уйти из жизни в любой момент, потому что она бессмысленна и т.п.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Как ни странно, подобное явление это в том числе и доказательство необычайной социальности человеческого существа. Не справившись с трудностями в реальном человеческом сообществе, подросток находит принятие, поддержку и единомышленников в мире виртуальном. О подростковой одинокости читайте в моей статье ОДИНОЧЕСТВО ПОДРОСТКА
ИССЛЕДОВАНИЯ
Ge J, Liu Y, Cao W и Чжоу S (2023) в Чунцинском педагогическом университете провели исследования на студентах колледжа, в котором выявили взаимосвязь между тревогой и депрессией и зависимостью от смартфонов; связь использования смартфонов с прокрастинацией, саморегуляцией, субъективным благополучием, депрессией, тревогой исследовали Зеян Ян, Кэтрин Эйсбери, МаркД.Гриффитс (2022); взаимосвязь между зависимостью от гаджетов и тревогой и депрессией обнаружили Р.М.Айсина, А.А.Нестерова (2019); Атанов В.Д., Орлова в исследованиях подтвердили связь СДВГ, тревоги, депрессии, ожирения, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний и цифровой зависимости (2023); Е.Ю. Ван, З., Се, К., Синь, М., Вэй, К., Ю, К., Чжэнь, С. и др. изучали связь кибервиктимизации, депрессии и подростковой интернет-зависимости (2020), влияние цифровой зависимости на депрессию обнаружили турецкие учёные Turgut Karakose, Bilal Yildirim Tijen Tulubas (2023), взаимосвязь цифровой зависимости и саморегуляции изучали Акилл и др. (2022); Ян Х., Чжоу З., Лю К. и Фан К. изучали зависимость от мобильных телефонов и тревогой с депрессией у подростков (2021), лонгитюдную взаимосвязь между интернет-зависимостью и симптомами депрессии у подростков изучали Йи. Х., и Ли. Г (2021), Юань Г., Эльхай Дж. Ди и Холл Б. Дж. (2021) исследовали влияние симптомов депрессии и страха упустить что-то из виду на серьезность проблемного использования смартфонов и расстройств, связанных с интернет-играми, среди китайской молодежи.
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ
Итак, если у Вас дома есть дети или подростки, первое, что нужно сделать, это провести диагностику личной цифровой зависимости. Быть может, Вы часто хватаетесь за телефон, проводите с ним время больше, чем с детьми, откладываете из-за него выполнение полезных дел, то обязательно примите меры по самовоспитанию, ограничьте время использования телефона при ребёнке. Начните соблюдать следующие правила: зоны (кухня, спальня (место для сна), туалет и ванная) полностью свободны от смартфона. Пользоваться телефоном за 1 час до сна и 1 час после пробуждения строго запрещено, смотреть телевизор и контент смартфона во время приёма пищи тоже нельзя. Читайте много книг с целью повышения своего культурного и интеллектуального уровней и кругозора. Заведите незыблемое правило, 1 раз в неделю устраивать культурный день, а именно совершать поездку в серьёзный, а не развлекательный музей, с аудиогидом, экскурсией, ходить в театр на спектакль классического автора, в филармонию. И это не праздность, а развитие привычки трудиться с целью обретения новых знаний, окультуриваться и одухотворяться, ибо «Бытие определяет сознание». Мы сейчас живём в такую эпоху, когда любые материальные вещи могут стать тленом, а ценности духовные незыблемы, инвестирование в них приносит бесконечные дивиденды. Духовность – это знания, человеческие отношения, личностные изменения в конструктивную сторону, творчество, искусство.
С 4-5 лет очень важно учить организовывать свой досуг. Это умение очень много может сказать о человеке. К сожалению, в нашей стране принять проводить своё свободное время, либо за распитием пива и других спиртных напитков, либо за достаточно примитивными развлечениями, либо предаваясь интернет-сёрфингу, за компьютерными играми. Если малыш сообщает, что ему скучно, отреагируйте на это, сказав ему, что испытывать скуку – абсолютно нормально, однако у тебя всегда есть возможность себя чем-то заинтересовать, увлечь, развлечь. Предложите ребёнку сделать карту его интересов. Для этого, пусть он возьмёт лист бумаги и с помощью небольших пиктограмм или схем обозначит на нём вещи, которые его увлекают. Это может быть прогулка, лепка, готовка бутерброда и т.п. В трудную минуту Ваше чадо всегда может обратиться к этой карте и займёт себя, выбрав идею. Если Вам приходится работать из дома дистанционно, оборудуйте себе рабочее место с компьютера или ноутбука. Занимайтесь там только своим профессиональным делом; игры, соц.сети, деланье покупок недопустимы. Не таскайте с собой телефон по квартире. Если присутствует острая необходимость отвечать на звонки, поставьте на электронную почту, звонки, рабочие контакты специальные уведомления, все остальные оповещения должны быть беззвучные, проверяете их не чаще 1 р. в 2 часа.
При необходимости купить кастрюлю в интернете, подобрать кружок для ребёнка, посмотреть как добраться на карте, вспомнить как звали мужа Майи Плесецкой и т.д., выделите для этой деятельности специальное время, накопив её, и целенаправленно поищите то, что Вам нужно, никуда не сворачивая. Так работает Ваше произвольное внимание, Вы действуете целенаправленно, а не подкрепляете личное импульсивное поведение. Дофамина при этом выделяется очень мало. Предлагая впервые ребёнку смартфон, нужно обучить его цифровой грамотности. Это важно. Маловероятно, что какому-нибудь родителей придёт в голову посадить своего малыша на скачущую лошадь. Так поступать крайте опасно. Отчего же к такой техники как смартфон или планшет относятся так легкомысленно. Тик-ток, игры, перелистывание свайпов, мессенджеры захватывают внимание подранка, он им больше не владеет, привыкает к тому, что его вниманием постоянно овладевают, и им он не управляет, направляя его на то, что нужно делать.
И конечно безрассудно и безответственно, не научив детёныша техники цифровой безопасности, предъявлять ему претензии в 14 лет, почему он не ложится спать до 12 часов, не гуляет, и вообще у него нет друзей. Все эти вопросы нужно задать себе. Вернёмся к цифровой грамотности. Вручая школьнику смартфон (до этого этапа жизни малышу с этим устройством не нужно контактировать вообще) конечно нужно сообщить ему, что данная техника может быть как помощником (лекарством), так и ненавистным врагом (ядом). Для первого варианта взаимодействие со смартфоном возможно только согласно расписанию, например после сделанных уроков, 30 минут в день. При другом выборе бесконтрольное лазание по телефону может привести к сильному ухудшению здоровья. До 10 лет ребёнку смартфон не нужен вообще. В начальных классах в хорошей школе педагоги не разрешают приносить гаджеты. Иначе весь урок ученик думает только о том, чтобы скорее настала перемена. Необходимо объединяться с другими родителями, добиваться, чтобы в начальных классах со стороны учителя и администрации был запрет на смартфоны в учебном учреждении. Это только родительская ответственность оказывать влияние на безопасность среды, которая формирует личность ребёнка, развитие навыков коммуникации, умения организовывать свой досуг. Если не Вы будете активно воспитывать Вашего ребёнка, то это за вас сделают другие. Общайтесь и договаривайтесь с мамами и папами, чтобы детёныши ходили друг к другу в гости, отправлять их на детские площадки без смартфонов, ездить сообща на мероприятия, экскурсии. Всё это очень трудно, энергозатратно, но таковы реалии, родителям нужно много вкладываться в воспитание детей. Либо сейчас потерпеть, но потом будет всё хорошо, либо сейчас пустить всё на самотёк, а потом расстроится, переживать, что изменить что-либо крайне сложно. Выигрывают те родители, которые много занимаются своими детьми. Даже если Вы совсем необщительный человек, крайний интроверт, принесите эту жертву, преодолейте внутренние препоны.
Пройти диагностику зависимости от гаджетов можно используя стандартизированные методы, в частности тест Янг К. (В.А.Лоскутова), шкала интернет-зависимости Чена, шкала поведения в интернете Жичкиной А.Е., опросник проблематичного использования интернета Дэвиса Р.
СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Для начала необходимо изменить своё личное поведение, заняться собственной цифровой зависимостью. Не включайте психологическую защиту «рационализация»: «Я использую смартфон для дела, для работы, я так учусь, а мой ребёнок не проводит в виртуальной среде время с пользой». Если Вы будете так рассуждать, то с цифровой зависимостью Вам будет не справиться. В течении 5 дней не пользуйтесь гаджетами 1 час после пробуждения, 1 час перед сном, во время приёма пищи, в кухне, спальне, в ванной, туалете. Можно положить телефон в коробку и не чаще, чем 1 раз в 2 часа проверять почту, сократить количество уведомлений. Если Вам нужно выбрать кастрюлю в интернете, посмотреть как доехать до нужного места, часы работы заведения, на листочке бумаги напишите все эти дела, выделите время и целенаправленно очень быстро, ни на что не отвлекаясь, сделайте в интернете всё необходимое. Таким образом, Вашим вниманием будете управлять Вы сами, а не кто-то другой.
Спустя 5 дней такой диеты поговорите со своим сыном/дочерью, проделайте процедуру «Пересмотр договора». А именно, сядьте за круглый стол со своим отроком в спокойной непринуждённой обстановке, сообщите, что «Ты уже не ребёнок, и мы не можем относится к тебе как к маленькому и предлагаем пересмотреть систему наших взаимоотношений. Ты сам будешь полностью отвечать за свою жизнь, однако мы до 18 лет останемся слегка, без фанатизма, присматривать за 3 сферами твоей жизни: здоровье, образование, безопасность. Согласен?» Если да, то продолжайте так: «Сынок, у тебя есть цифровая зависимость, она наносит вред твоему здоровью, мы как родители обязаны принять меры, с завтрашнего дня мы вводим правила «Соблюдать режим, не пользоваться телефоном 1 час после пробуждения, 1 час до сна, во время еды и т.п.» Дискутируйте, найдите подходящие контрагрументы. Это самый острый и тяжёлый этап работы. Во время него очень важно налаживать и поддерживать отношения в семье друг с другом, стараться сгладить конфликты, помнить о том, что на введение любого правила дети и подростки реагируют следующими бурными реакциями: 1).агрессия, истерики, гневные эмоции или 2).ходят следом за родителями и «капают на мозг» канючат, ноют или молчат, 3).замыкаются в себе, планируют суицид, режут конечности,уходят в себя, болеют тяжёлыми заболеваниями. Родителю необходимо нивелировать эти реакции следующим образом. Не сдаваться, настаивать на своём, ни при каких обстоятельствах не устраивать ссоры и скандалы, объяснять подростку для чего Вы всё это делаете (тинейджер примет любые правила, если в них будет смысл и они будут основаны на чувстве справедливости), приведите аргументы, транслируйте любовь к своему чаду через контакт глазами, тактильность, внимательно и активно слушайте, когда подросток рассказывает Вам о своих переживаниях и делах, не критикуя и не перебивая. Охотно применяйте исследования Гарри Чепмена о 5 языках любви, согласно которому у каждого из нас есть ведущий способ принятия и выражения любви: совместное времяпрепровождение, комплименты, помощь, подарки, тактильные контакты.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Очень важным пунктом является необходимость наладить коммуникацию в семье. Дом – это не место для усобиц, боёв и войн. В современном мире семья выполняет 2 ведущие функции (воспитание детей и психотерапевтическую). Последняя означает, что как бы тяжело не было человеку, он знает, что придя домой, обязательно встретит поддержку и понимание, и это придаёт личности колоссальную силу. Оцените развитость данной функции в Вашем гнезде. Для улучшения контакта никогда, ни при каких обстоятельствах не отвергайте обращающихся к Вам детей-подростков. Слушайте их, даже если содержание их монолога покажется Вам бредом. Придя домой после изнурительного труда с работы всегда спросите «Как дела?», «Как прошёл день?", " Как настроение?" и т.п. Это очень непросто, если в доме не убрано, уроки не сделаны, Ваш ребёнок сообщает, что очень устал, листая ленту в соц.сети весь божий день, играя в компьютерную игру и т.п., но имеет большое значение; никак нельзя обрушиваться с порога претензиями. Потом уже можно вести разговор по поводу уборок, уроков и важных дел. Ругань же с входной двери абсолютно не приводит к развитию трудолюбия у детей.
Если у подростка слабые навыки умения организовать свой досуг, предложите ему свою помощь. Можно ввести обязательные культурные дни 1 раз в неделю, выбираясь вместе в музеи, театры, консерватории. Неумение организовывать свой досуг является ключевой проблемой в развитии цифровой зависимости.
Стоит обратить особое внимание на сферу общения (навыков коммуникации, ассертивного поведения, наличие друзей), развитие эго-идентичности у подростков (при диффузной идентичности всегда есть проблемы с цифровой зависимостью), формирование активной жизненной позиции, использование неэффективных коппинг-стратегий (то есть стратегий совладания с трудностями, например, уход), реализацию близких отношений родителей и детей, усиление стрессоустойчивости, выработки умений снижать тревогу, повышение уровня витальности.
Проблема зависимого поведения очень не проста в решении и коррекции, ребёнок или подросток нуждается в помощи очень компетентного специалиста. Вы можете обратиться ко мне, чтобы избавиться от этой напасти раз и навсегда. Записаться на консультацию можно здесь=>>
Бесконечное преодоление себя и пренебрежительное отношение к собственным психологическим резервам родителями, отдающими все свои силы и время любимому чаду, приводят со временем к невозможности конструктивно воспитывать детей.
Разбалансировка семейных функций бьёт по самым маленьким и слабым членам семьи, они начинают болеть или возникают тяжёлые поведенческие и эмоционально-волевые проблемы. Чтобы вновь испытать семейное счастье нужно приложить немало усилий и наладить семейные функции.
Жуткий страх изменений своего тела у подростка может привести к анорексии, порезам на конечностях и отчаянной борьбе с собственным, не поддающимся контролю телом. Ему необходима помощь в принятии себя и формировании я-идентичности.
Тренинг направлен на решение самой главной задачи подросткового возраста "Развитие я-идентичности". На занятиях подросток научится прислушиваться к своим эмоциям и регулировать их, иметь собственные интересы и желания, сможет развить волю и учебную мотивацию, мотивацию достижения, узнать многое о своём характере и темпераменте, получить ответ на важнейший вопрос "Кто я?", поймёт, чем он сможет быть полезен обществу.
На тренинге подросток научится прислушиваться к своим эмоциям и управлять ими, преодолеет зависимость от мнения окружающих, станет более уверенным в себе, поднимет свою самооценку, разовьёт самовыражение, мотивацию достижения, научится ценить себя и защищать своё личное пространство, найдёт своё место в этом мире.