Подростковая лень
Подростковая лень – первый индикатор разгара переходного возраста.
Каковы же причины лени подростка? Конечно же, гормональная перестройка, приводящая к вялости, рассеиванию внимания, к усилению сексуальных интересов, по сравнению с которыми школьная рутина – пытка. Конечно же, снижение учебной мотивации. Мотивация – это двигатель любой бурной деятельности. В подростковости этот двигатель учёбы абсолютно не исправен. Ценность учёбы рушиться под натиском желания общаться со сверстниками, поскольку взаимодействие с ровесниками в этом возрасте является основной потребностью тинэйджера.
Подросток живёт здесь и сейчас, ему крайне трудно представлять далёкие жизненные перспективы, и то, что необходимо, упорно трудиться – учиться ради счастливого будущего. А сейчас ему хочется общаться.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Ещё одна причина подростковой лени – бурная эмоциональная жизнь, характерная для этого возраста. Эмоции захватывают, дестабилизируют, сильно снижается самоконтроль, взять себя в руки и заставить что-то делать становиться почти невозможно, внимание постоянно непроизвольно переключается на то, что наиболее значимо для тинэйджера и приносит ему удовольствие: отношения, любовь, секс, увлечения.
-развитие воли или произвольности (делать произвольно означает делать то, что надо, а не то, что хочу),
-гармонизация эмоционального состояния подростка.
В развитии учебной мотивации колоссальную роль играет учитель. Нудные лекции и санкции низкими оценками для такого возраста не допустимы. Уроки такого учителя будут прогуливаться, предмет станет ненавистным на всю жизнь. Вот если методами преподавания станут дискуссия, диалог с учащимися, написание работ, сочинений на темы, которые им близки с вкраплениями в них тем уроков, этот учебный предмет обязательно полюбится тинэйджерами. Например, если проанализировать с помощью классной дискуссии рассказ А.П.Чехова и дать задание ученикам написать свой рассказ о современной жизни с подобным сюжетом, русский язык и литература перестанут восприниматься как бесполезные предметы, а учитель будет рассматриваться подростками как интересная личность, его уроки станут любимыми. Главное, занятия должны вызывать интерес у школьников и понимание своей нужности и необходимости для жизни. Конечно, такие передовые учителя большая редкость, хотя талантливый преподаватель первоочередной своей задачей ставит заинтересовать своим предметом учеников, повысить ценность этого предмета в их глазах и обязательно вселить уверенность, что они на практике в своей жизни применят полученные навыки. Однако если Вашего ребёнка обучают в школе совсем другие преподаватели, что делать? Выполнить эту часть работы за них. Если трудности вызывает физика, например, пойти в интерактивный музей занимательных наук или лунариум (в планетарий). На практике рассмотреть те или иные физические явления. Если Вашему сыну или дочери никак не удаётся прочесть заданный в школе роман, сходите на спектакль по этому произведению или посмотрите вместе фильм и обсудите его.
Школьники, запустившие уроки, могут очень сильно отставать от класса и освоить новую тему вместе со всеми им порой невозможно, даже если они сильно этого захотят. Помогите Вашему ребёнку, уделите ему своё время (дарить своё время в наши дни близкому – это, прежде всего, дарить свою любовь), объясните на пальцах пропущенный материал, разберите вместе с Вашим ребёнком трудный материал. Такое совместное творчество принесёт в разы больше положительных результатов, чем занятия с репетиторами.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Подростку крайне важна целесообразность своих действий. Именно в этом возрасте тинейджеры ставят под сомнение ценности взрослых, окружающие предстают им глупыми, жалко влачащими своё существование на тягостной работе, единственным светлом пятном где, зарплата и возможность развлечься с её помощью, которые ещё и пытаются втянуть в эту гнусную авантюру своих детей. В противовес, взрослый, который охотно подисскутирует на темы образования, карьеры и жизни, не приползающий с видом беглого каторжника или героя гражданской войны с работы, а воодушевлённый, наполненный творческой энергии, абсолютно удовлетворённый выбором своей профессии, будет самым непревзойдённым по эффективности мотиватором на учёбу.
Не желают дети ходить в школу для галочки, как их родители отчаливают на свою работу, проявляя гены крепостных. Только дело по душе, вне зависимости от дохода и престижности, будь то общение с животными, участие в турслётах, дизайн вещей что-то ещё - верный путь, чтобы подросток хотел учиться в школе. Если оно есть, то можно строить планы о получении профессии, и учиться собственного для того, чтобы ею овладеть, нажимая на те предметы, которые нужно будет сдать.
Поддерживайте подростка своей верой в его силы и успех. Никогда не говорите при ребёнке, что Вам не интересна Ваша работа или, что она тяжёлая и это только способ заработать. Современные подростки осведомлены, как можно заработать более легко. Плохое отношение к своей работе у родителей убивает любую учебную мотивацию у их ребёнка. Кто захочет повторять мученический путь своих предков, которые учились, учились, а теперь страдают на работе? Запугивать, что станешь дворником тоже не стоит, ведь в жизни полно примеров, когда отъявленные неучи богатели, а те, кто в детстве учились на отлично, потом нищенствовали.
Резюмируя, можно сказать, что развить учебную мотивацию можно только заинтересовав подростка процессом учёбы (давая творческие задания, которые ему по силам), связав знания, получаемые в школе с жизненной практикой именно этого тинэйджера в его жизни сейчас, а не в далёкой перспективе, и добиваясь, чтобы учебный материал стал адекватным для восприятия Вашего ребёнка. Если этого не делать, учебная мотивация не повыситься.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Важно, чтобы тинейджер отвечал за свои поступки, за свои обязанности по дому, за свою учёбу. Если на данном фронте у него полный штиль, то давайте ему мелкие поручения, за которые он бы нёс ответственность. Потом можно перейти на более крупные участки деятельности.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Эмоциональное состояние, так же как безволие и отсутствие учебной и трудовой мотивации, может уводить тинэйджера от деятельности. Тяжёлые переживания по поводу отношений с одноклассниками, страдания от неразделённой любви, мучения от изменений своего тела, муки от школьной неуспеваемости, вина из-за развода родителей – всё это может привести к отказу от учебных занятий, к протесту, в том числе и тихому против семьи и как следствие невыполнению семейных дел. Так что задача родителей проявить чуткость, приглядываться к своему взрослеющему чаду и, заметив сильные изменения в его настроении, поговорить с ним по душам, быть в курсе его дел и оказывать поддержку в личных вопросах и трудностях.
Итак, лень – это мощный враг, но одолеть его можно. Нужно учитывать, что дракон этот дышит огнём временно. К моменту вступления во взрослость его сила значительно уменьшиться. Тем не менее, родителям важно не быть ленивыми и действовать, опираясь на 3-х китов: развитие учебной мотивации, укрепление воли – произвольности и гармонизируя эмоциональное состояние недорослем.
27.10.2013 (дата публикации статьи, вся информация о консультациях актуальна)

