Подростковая лень - Психолог Надежда Храмченко

Психолог Надежда Храмченко
Психолог Надежда Храмченко
+79522281169
Психолог Надежда Храмченко
+79522281169
Психолог Надежда Храмченко
+79522281169
т.+79522281169

Санкт-Петербург

Перейти к контенту
Личная консультация взрослого по скайпу - 1 час.-700 руб., 1,5 часа-1050 руб., очно с выездом на дом - 1500 руб.-1,5 часа.

Подростковая лень

Статьи автора > Подростковая психология
Убедительная просьба, не копировать частично или полностью текст статьи, не размещать на сайтах и блогах, не присваивать авторство этому материалу. Не воруй, брат!

Подростковая леньпервый индикатор разгара переходного возраста.

Больше всего лень у подростков распространяется на учёбу. Делать уроки совсем не хочется, если хочется, то не можется не заставить себя никак. Успеваемость резко падает вниз. В школе обычное дело, когда ребёнок до 5 класса был отличником, а теперь в его дневнике одни тройки и двойки.
Следующий плацдарм для разгула подростковой лени домашние обязанности, особенно уборка квартиры, вынос мусора, мытьё посуды. Подростка, который бы ежедневно надраивал свою комнату свою личную территорию - увидишь крайне редко.
Каковы же причины лени подростка? Конечно же, гормональная перестройка, приводящая к вялости, рассеиванию внимания, к усилению сексуальных интересов, по сравнению с которыми школьная рутина
пытка. Конечно же, снижение учебной мотивации. Мотивация это двигатель любой бурной деятельности. В подростковости этот двигатель учёбы абсолютно не исправен. Ценность учёбы рушиться под натиском желания общаться со сверстниками, поскольку взаимодействие с ровесниками в этом возрасте является основной потребностью тинэйджера.
Подросток живёт здесь и сейчас, ему крайне трудно представлять далёкие жизненные перспективы, и то, что необходимо, упорно трудиться
учиться ради счастливого будущего. А сейчас ему хочется общаться.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Ещё одна причина подростковой лени бурная эмоциональная жизнь, характерная для этого возраста. Эмоции захватывают, дестабилизируют, сильно снижается самоконтроль, взять себя в руки и заставить что-то делать становиться почти невозможно, внимание постоянно непроизвольно переключается на то, что наиболее значимо для тинэйджера и приносит ему удовольствие: отношения, любовь, секс, увлечения.

Как же вырвать своего любимого ребёнка из лап всепоглощающей лени? Борьба с ленью должна основываться на следующих трёх китах:
-повышение учебной мотивации,
-
развитие воли или произвольности (делать произвольно означает делать то, что надо, а  не то, что хочу),
-гармонизация эмоционального состояния подростка
.
В развитии учебной мотивации колоссальную роль играет учитель. Нудные лекции и санкции низкими оценками для такого возраста не допустимы. Уроки такого учителя будут прогуливаться, предмет станет ненавистным на всю жизнь. Вот если методами преподавания станут дискуссия, диалог с учащимися, написание работ, сочинений на темы, которые им близки с вкраплениями в них тем уроков, этот учебный предмет обязательно полюбится тинэйджерами. Например, если проанализировать с помощью классной дискуссии рассказ А.П.Чехова  и дать задание ученикам написать свой рассказ о современной жизни с подобным сюжетом, русский язык и литература перестанут восприниматься как бесполезные предметы, а учитель будет рассматриваться подростками как интересная личность, его уроки станут любимыми. Главное, занятия должны вызывать интерес у школьников и понимание своей нужности и необходимости для жизни. Конечно, такие передовые учителя большая редкость, хотя талантливый преподаватель первоочередной своей задачей ставит заинтересовать своим предметом учеников, повысить ценность этого предмета в их глазах и обязательно вселить уверенность, что они на практике в своей жизни применят полученные навыки. Однако если Вашего ребёнка обучают в школе совсем другие преподаватели, что делать? Выполнить эту часть работы за них. Если трудности вызывает физика, например, пойти в интерактивный музей занимательных наук или лунариум (в планетарий). На практике рассмотреть те или иные физические явления. Если Вашему сыну или дочери никак не удаётся прочесть заданный в школе роман, сходите на спектакль по этому произведению или посмотрите вместе фильм и обсудите его.
Школьники, запустившие уроки, могут очень сильно отставать от класса и освоить новую тему вместе со всеми им порой невозможно, даже если они сильно этого захотят. Помогите Вашему ребёнку, уделите ему своё время (дарить своё время в наши дни близкому
это, прежде всего, дарить свою любовь), объясните на пальцах пропущенный материал, разберите вместе с Вашим ребёнком трудный материал. Такое совместное творчество принесёт в разы больше положительных результатов, чем занятия с репетиторами.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Подростку крайне важна целесообразность своих действий. Именно в этом возрасте тинейджеры ставят под сомнение ценности взрослых, окружающие предстают им глупыми, жалко влачащими своё существование на тягостной работе, единственным светлом пятном где, зарплата и возможность развлечься с её помощью, которые ещё и пытаются втянуть в эту гнусную авантюру своих детей. В противовес, взрослый, который охотно подисскутирует на темы образования, карьеры и жизни, не приползающий с видом беглого каторжника или героя гражданской войны с работы, а воодушевлённый, наполненный творческой энергии, абсолютно удовлетворённый выбором своей профессии, будет самым непревзойдённым по эффективности мотиватором на учёбу.

Не желают дети ходить в школу для галочки, как их родители отчаливают на свою работу, проявляя гены крепостных. Только дело по душе, вне зависимости от дохода и престижности, будь то общение с животными, участие в турслётах, дизайн вещей что-то ещё - верный путь, чтобы подросток хотел учиться в школе. Если оно есть, то можно строить планы о получении профессии, и учиться собственного для того, чтобы ею овладеть, нажимая на те предметы, которые нужно будет сдать.

Поддерживайте подростка своей верой в его силы и успех. Никогда не говорите при ребёнке, что Вам не интересна Ваша работа или, что она тяжёлая и это только способ заработать. Современные подростки осведомлены, как можно заработать более легко. Плохое отношение к своей работе у родителей убивает любую учебную мотивацию у их ребёнка. Кто захочет повторять мученический путь своих предков, которые учились, учились, а теперь страдают на работе? Запугивать, что станешь дворником тоже не стоит, ведь в жизни полно примеров, когда отъявленные неучи богатели, а те, кто в детстве учились на отлично, потом нищенствовали.
Резюмируя, можно сказать, что развить учебную мотивацию можно только заинтересовав подростка
процессом учёбы (давая творческие задания, которые ему по силам), связав знания, получаемые в школе с жизненной практикой именно этого тинэйджера в его жизни сейчас, а не в далёкой перспективе, и добиваясь, чтобы учебный материал стал адекватным для восприятия Вашего ребёнка. Если этого не делать, учебная мотивация не повыситься.

Следующее  направление борьбы с ленью у подростка развитие воли и произвольности. Каковы качества волевого человека? Инициативность, активность, целеустремлённость, ответственность, умение принимать решения, решительность. Юнец обязательно должен участвовать в ПРИНЯТИИ семейных РЕШЕНИЙ за большим круглым столом. Например, куда поехать отдыхать в отпуске, выбора школы или съёмной квартиры, по поводу крупных покупок и т.д.  Необходимо выслушать все точки зрения в семье, в том числе и детей подростков, а потом совместно принимать решения. Так ваш ребёнок на практике узнает, как  нужно принимать решения, и как они важны в жизни. У ребёнка, а тем более тинэйджера, всегда нужно поощрять стремление проявить ИНИЦИАТИВУ. Если у Вашего чада в голове созрел проект, то поддержите его. В реальности родители принимают важнейшие решения в жизни своего ребёнка, не советуясь с ним, а инициатива подавляется. Инициатива вырастает из интереса, а родители, увы, часто не осведомлены об интересах своего ребёнка и полагают, что лучше, чем их ребёнок знают, что должно быть ему интересно. Чем больше в этом мире интересов у Вашего ребёнка, тем меньше места для лени в его жизни. Интерес стимулирует активность и инициативу. АКТИВНОСТЬ умение действовать для того, чтобы достичь поставленной цели. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ великое качество. Подростку обязательно нужно научиться ставить перед собой цели и достигать их. Допустим, у него появилось желание научиться играть на гитаре. Пусть поставит и сформулирует цель «Научиться играть на гитаре». Цель всегда формулируется с участием глагола, ведь она связана с действиями. Чтобы действовать - нужно ПЛАНИРОВАТЬ. И даже, если в Вашей семье принято действовать спонтанно, для того, чтобы подросток был активным и волевым, необходимо научить его планировать. Планировать обучение игры на гитаре, планировать свой день завести тетрадку и писать там план на каждый день, планировать повышение успеваемости. Анализировать полученный результат, что удалось, а что нет. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ так же необходимо развивать для того, чтоб не быть ленивым. «Лучше что-то сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть». Когда одолевают сомнения, неуверенность в себе, когда кажется, что всё напрасно и закончиться неуспехом, нужно быть решительным и переломить себя, действовать, веря в свои силы и достижение успеха.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Важно, чтобы тинейджер отвечал за свои поступки, за свои обязанности по дому, за свою учёбу. Если на данном фронте у него полный штиль, то давайте ему мелкие поручения, за которые он бы нёс ответственность. Потом можно перейти на более крупные участки деятельности.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Эмоциональное состояние,  так же как безволие и отсутствие учебной и трудовой мотивации, может уводить тинэйджера от деятельности. Тяжёлые переживания по поводу отношений с одноклассниками, страдания от неразделённой любви, мучения от изменений своего тела, муки от школьной неуспеваемости, вина из-за развода родителей всё это может привести к отказу от учебных занятий, к протесту, в том числе и тихому против семьи и как следствие невыполнению семейных дел. Так что задача родителей проявить чуткость, приглядываться к своему взрослеющему чаду и, заметив сильные изменения в его настроении, поговорить с ним по душам, быть в курсе его дел и оказывать поддержку в личных вопросах и трудностях.
Итак, лень
это мощный враг, но одолеть его можно. Нужно учитывать, что дракон этот дышит огнём временно. К моменту вступления во взрослость его сила значительно уменьшиться. Тем не менее, родителям важно не быть ленивыми и действовать, опираясь на 3-х китов: развитие учебной мотивации, укрепление воли произвольности и гармонизируя эмоциональное состояние недорослем.

Найти истинные причины лени именно Вашего ребёнка и получить конкретные рекомендации по улучшению ситуации, Вы можете, обратившись ко мне за психологической помощью со своим подростком на 2-х часовую консультацию, возможны коррекционые занятия с подростком. Я работаю онлайн (на любой платформе, функционирующей в РФ: mail.ru, skype, telegram и др.), с выездом на дом в Санкт-Петербурге, по телефону. Записаться можно здесь=>=> Такая работа очень доступна и по цене, и по организации!
Храмченко Н.С.

27.10.2013 (дата публикации статьи, вся информация о консультациях актуальна)

Как заставить своего ребёнка сесть за уроки? А ещё лучше не заставить, а чтобы он сам этого захотел...
Кризис в семье искушает разводом. Как выдержать это испытание с честью и укрепить семью?..
Подростковые проблемы, с которыми я работаю
-агрессия, тревожность, страхи, истерики и другие тяжёлые эмоциональные состояния подростков;
-одиночество подростка;
-страх перед экзаменами, ЕГЭ;
-социальные тревожность (связанная с другими людьми, их оценками, принятием);
-переживание подростком развода родителей;
- взаимоотношения с родителями;
-Детско-родительская созависимость;
-недовольство своим телом и внешностью;
-низкая самооценка, высокая (только рекомендации родителям, психологу неэтично её снижать);
-отношения со сверстниками;
-психологические трудности подростков;
-переживание утрат близких, в том числе и скрытые;
-подростковая лень;
-нелёгкие взаимоотношения между братьями и сёстрами;
-низкий родительский авторитет, негативизм, протесты;
- тяжёлый родитель подростка;
- низкая учебная мотивация подростков ;
- гаджетозависимость ;
- страх взросления;
- напряжённые взаимоотношения отчимов и мачех с пасынками.
Комментарии



Буду рада Вашей обратной связи в виде комментариев!
Комментарии
Рита 2019-03-18
Отличный материал! Именно на нем и буду строить родительское собрание.

Светлана 2018-07-26
Спасибо!

Татьяна 2018-06-03
Спасибо. Полезная статья.

Андрей  2016-11-28
Спасибо!
Назад к содержимому
Яндекс.Метрика