Накрепко спелёнутый. О детской инфантильности - Психолог

Поиск по сайту
Перейти к контенту

Главное меню:

Накрепко спелёнутый. О детской инфантильности

Статьи автора > Детская психология
Копирование частично или полностью текста статьи, размещение на сайтах и блогах, присваиваение авторства этому материалу строго запрещено (статья 1270 Г.К РФ)
Захлопнув тяжёлую дверь, Света в одно мгновенье скинула и аккуратно задвинула под полку сапоги, разоблачилась как капуста на голубцы, и пройдя всю необходимую гигиену, очутилась на кухне. Времени на чай не было.
Света была ответственным человеком, и несмотря на то, что работала, она всё успевала, и по хозяйству, и по воспитанию детей. Отведя дочек в школу, тут же принималась за готовку. Быстрыми, привычными движениями доставала она из продуктовых жилищ овощи, мясо, масло. Умелыми руками очищала, резала, заливала, и вот уже первые ароматы кипящего бульона с корнями сельдерея согревали дом своей тёплой заботой, говорили о том, что у него есть добрый хозяин. Выстояв луковый удар, под покрикивание овощей на сковороде, Света принялась натёсывать капусту, и тут…. остановилась, замерла, лучики глаз, уголки губ потянулись куда-то вниз, как будто знали путь к правде, скрывать которую больше не было сил. Солёные слёзы обожгли щёки, нырнув в скромное ущелье багряных губ. Мучительно сдавило всё внутри. Страх, что воспоминание всё равно догонит, но догонит неожиданно, со спины, когда его не видишь, заставил остановиться. Пришло понимание, что дальше бежать бессмысленно, что всадник летит быстрее бегущего путника, что легче упасть и ждать, что же жестокое воспоминание сотворит с тобой.
Вчера она забирала дочь из школы, забирала как обычно: вначале Ариша с криком «Мамочка!» кинулась, пытаясь захватить кольцо маминой шее, несмотря на то, что она принадлежала человеку баскетбольного роста. Потом, подойдя к каждой из своих одноклассниц девочка выдала свой невнятный набор слов, понять который проще было невербально (по её жестам), что да, она прощается, подтверждает, что девочки её подруги, желает им что-то хорошее. Со стороны это общение напоминало игру с куклами, роль которых выпала играть Аришиным одноклассницам.
Училась Арина хорошо, на уроках учительнице не мешала, и претензий с её стороны к маме не было. Но вот, идя по коридору, Света, раздавая приветливые кивки родителям, получала в ответ их сдержанное безразличие и насмешливые, наполненные вакциной глубокого презрения, уколы детей. Мелькнувший шёпот «Дурочка!» окончательно оформил школьный проход в коридор позора и бесчестия. Сколько усилий приложила Света, чтобы её дочь не оказалась в коррекционной школе. И ведь, не напрасно! Ребёнок вполне справляется с программой. Но вот с людьми… Ариша, как пятилетний ребёнок, а ведь девочке уже 10 лет. И маскировать постоянное пребывание в «кукольном мире» уже не получается. Окружающие смеются, не принимают, издеваются. Что же будет дальше? В подростковости?.. Света дрожащей рукой выключила газ. Её охватило одно непреодолимое желание: как угодно, вырвать тяжёлую боль, распирающую изнутри...
А теперь попробуем разобраться, почему ребёнок становится таким инфантильным?!
Инфантилизм, может быть, как коморбидным расстройством при различных соматических заболеваниях, в том числе и эндокринной системы, так и эндогенным, то есть определённым следствием развития психического у детей. Подробно рассмотрим последний вариант.
Психическая инфантильность проявляется в слабой воле, незрелых формах социального взаимодействия, сопротивление правилам, неумении проигрывать, агрессивности, пассивности, обидчивости в общении в ситуациях, когда что-то идёт не так, как хотелось бы, неумении принять на себя ответственность, серьёзно относиться к своим обязанностям.
Долгожданный, рождённый с огромным трудном, ребёнок, с первого своего дня окружён родительскими тревогой и страхом потерять своё дорогое чадо. У малютки формируется установка, раз мои близкие так боятся за меня, постоянно ожидают, что со мной что-то может случиться, и всячески пытаются это предотвратить, значит я в опасности, и со мной каждую минуту моей жизни может действительно сделаться что-то плохое. Поскольку такие родители не склонны развивать самостоятельность и ответственность у своих отпрысков, ребёнок не уверен, что справиться, он готов к тому, что рядом всегда будет близкий, защищающий его от угроз (мнимых и реальных). Мама с папой, бабушка тщательно оберегают его от проявлений произвольности, объясняя своё поведение сильным беспокойством за его здоровье, своей беззаветной любовью и тем, что этот маленький кумир – смысл их жизни. Самостоятельность в их понимании есть зло, ведь оно не страхует от опасности, которая то и дело подкарауливает их малыша. Разве можно 3-х летнему ребёнку свободно перемещаться на детской площадке - какой-нибудь бойкий мальчуган непременно звезданёт ему по голове? А идти домой из школы одному? Ребёнка обязательно похитят на органы. Переходить дорогу по светофору? Он у нас такой бестолковый, перепутает все цвета - случится беда. А ведь в городе N сбили ребёнка на пешеходном переходе 3 года назад, передавали по новостям.
Подобный оберег от самостоятельности и в самом деле продиктован стремлениями защититься от угрозы, однако не для ребёнка, а для, невротизированной своей тревогой, матери, угрозы одиночества, экзистенциальным страхом. Ведь, если бы мир был настолько опасен, чтобы постоянно контролировать ребёнка, то женщина бы просто его не родила. Ядерная война, маньяки, нервно прогуливающиеся возле школы, регулярно курсирующие по детским маршрутам машины с санитарами, с целью запихать в машину детёныша и вырезать из него органы. Когда женщина зачинала ребёнка, она как-то не задумывалась об этих опасностях. Безумие рожать детей в мире, где на каждом шагу человек поджидает смерть! Человеку сейчас ничего не угрожает, единственное от чего он может умереть – это от случайности, проконтролировать ненаступление которой невозможно. Вся остальная тревога за жизнь – невротическая.
И в глубине души мама понимает, что мир достаточно надёжен, однако всем своим поведением ограничивает развитие его воли, мотивируя это либо необходимостью защитить от мира, либо тем, что она же очень старательная мать и должна сделать всё для, и за ребёнка. Почему так происходит?
Для женщины есть условная выгода в том, чтобы её ребёнок как можно дольше оставался маленьким личностно и социально не рос, либо в том, чтобы у него не было острых кризисов развития 3-х, 13-ти и 17-ти лет (кризиса вырывания корней), и ребёнок всегда оставался в личностном пространстве своей матери.
В первом случае женщина не хочет выходить из отпуска по уходу за ребёнком, например, когда достаточно сильно уже изолировалась и оторвалась от социума с маленьким дитём. Одни в таких ситуациях рожают подряд ещё несколько детей, другие идут по энергосберегающему пути и препятствуют чтобы рос один единственный. Ведь несамостоятельный ребёнок требует постоянного внимания матери, поэтому нужно либо работу оставить, либо работать в сокращённом варианте, и всё своё время уделять любимому чаду.
Ещё одна условная выгода – не дать разрастись кризису в браке до уровня развода. У нас же такой ребёнок! Почти особенный! Мы должны сверх тщательно поддерживать миф о том, что у нас крепкая и любящая друг друга семья, иначе он просто не выживет. Конечно возможны и другие условные выгоды родителей для того, чтобы их ребёнок психологически не развивался.
Вот и наша героиня Света, страдая от преследований и насмешек в детстве, с наполненной социальными страхами душой, немного подрабатывала на удалёнке, целиком возложив семейную обязанность думать о хлебе насущном на плечи мужа, и у неё было прекрасное оправдание – беспомощный ребёнок, которому рядом всегда нужна мама.
В моей практике был случай, когда женщина сформировала инфантильного ребёнка из-за сексуальной ненасытности горячо любимого мужа. Чтобы он не блуждал на сторону, ей необходимо было отрабатывать свой супружеский долг ежедневно всю ночь до утра, а потом бежать с красными глазами на нервную работу. Здоровье в результате подорвалось. И выходом послужило ограничение самостоятельности ребёнка, прохождения им кризисов развития, культ «мира детства» во всех его разнообразных проявлениях. Ребёнок сформировался инфантильным и беспомощным, требующим много внимания, контроля и времени, и продолжение своего карьерного пути стало абсолютно невозможным. Засев дома, женщина «убила сразу двух зайцев», и муж не изменит, и отдохнуть есть возможность.
Подобная жестокость в отношении собственного ребёнка не проходит для матери даром. В бессознательном разыгрываются целые баталии, где воины Эго и Суперэго. Возникает невротическое противостояние между стремлением удовлетворить свою потребность в безопасности и желанием счастья и здоровья своему чаду. Природа человека изначально двойственна, так что повод для внутреннего конфликта, который является основой невроза, долго искать не нужно. Родителя захватывает невроз, возможно и с соматическими проявлениями. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/Условные выгоды погружают страдалицу в пелену неведения. Изнывая от болей в теле, она ни за что не признает, что причина этой немощи в её психике, и тогда носителем симптома становится ребёнок.
Следует заметить, что в семье может быть несколько сиблингов. Однако симптоматика инфантильности никогда не проявится у всех детей сразу. ММД, незначительное невротическое расстройство ЦНС у одного из детей, как стальной крючок зацепит невротическую тревогу матери и зафиксирует намертво эту гремучую сцепку. Возникающие детско-родительские созависимые отношения ещё сильнее скрепят эту патологическую связь. Читайте о них в этой статье =>>
Наиважнейшим периодом для развития воли у ребёнка является возраст 2 года (по Э.Эриксону). Малыш очень активно исследует этот мир. Ему нужно узнать свойства всех предметов (бросить, потрогать, побить, позвенеть). Если он оказывается в безопасном для себя мире, его активность не кем не подавляется, есть большая надежда, что тоддлер вырастет волевым человеком, а вот если беспокойная мама или бабушка ограничивает его в освоении этого пространства, то эмоционально-волевая незрелость, которая всегда является преданным спутником психофизиологического инфантилизма, обеспечена. Причины таких взрослых реакций в незнании особенностей детского развития, стереотипах, что чем больше ребёнка будешь «тыркать», тем воспитанней он будет, а также сильных родительских страхах перед этим миром и недоверия ему.
Вернёмся к нашей героине Свете. Получив сильное эмоциональное потрясение от реакции социума на инфантильное поведение её дочери, Света, столкнувшись с психологической защитой своей психики, предалась непреодолимому желанию что-то сделать со своим ребёнком, изменить его. Отрезвил её богатый опыт общения с детскими специалистами. Куда ещё вести Арину? Где этот диво-маг, что сотворит чудо? Проглотив порцию солёной микстуры от земского доктора, от своих глаз, всем свои нутром Света осознала: что-то именно в ней самой держит дочь на безграничном расстоянии от сверстников. Как-то она сама препятствует, чтобы развитие ребёнка шло своим чередом.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/ Решительной рукой мама зажгла огонь, вдохновенно помешала холодной ложкой подостывшие кусочки, и вновь принялась колдовать вкусные кушанья для своих домочадцев.
 
РЕКОМЕНДАЦИИ
1.Конечно первым делом нужно привести собственную личность в порядок и работать с психологом. Уважаемые читатели, помните, что в 90% случаев детских психологических проблем их источником являются родители. При сильных психологических защитах у Вас специалист может использовать метафорические ассоциативные карты.
2.Изменить стиль воспитания в семье с гиперопекаемого и сверхконтролирующего на авторитетный, но с обязательным присутствием рамок и правил.
3.Отказаться от мысли, что если Вы в этой жизни натерпелись (90-е - 2000-е), то жизнь Ваших детей непременно нужно сделать безоблачной, без трудностей, боли и препятствий.
4.Формировать восприятие жизни не как сказку или праздник, а как череду проблем, которые необходимо вначале превратить в ситуации, а потом в задачи, что нужно решить самостоятельно.
5.Приветствовать столкновение с трудностями, подчёркивать, что воля человека формируется только при столкновении с препятствиями. Плачет и кричит, когда что-то не получается. Попросите закрыть глаза и представить стену которую нужно как-то преодолеть, что он сделает? Как будет её брать? Научите ребёнка умению проигрывать и спокойно реагировать на критику.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
6.Не захваливать по поводу и без повода, учить ребёнка спокойно воспринимать проигрыш и то, что поражения – это такая же часть жизни, как и победы, и пройдя через них можно получить бесценный опыт.
7.Обсуждать сложные ситуации, занимая тьюторскую позицию. Давай побеседуем о том, что произошло. Расскажи. Такая-то ситуация. Как ты поступил, чтобы её разрешить? К чему это привело? К каким последствиям? А как лучше бы было поступить, чтобы последствия были более позитивными? В другой раз как ты поступишь.
Вот у Вас с учителем нелады. Как ты думаешь из-за чего? Что нужно сделать чтобы отношения изменились в лучшую сторону?
Поощряя субъектность ребёнка, то есть общаясь с ним не как с объектом, с которым нужно что-то делать, как-то его перекроить, а как с субъектом, вы поощряете развитие его воли и взросления.
7.Если у ребёнка есть тенденция пребывать в кукольном/игровом мире обсудите с ним эту проблему. Постарайтесь понять из-за чего он уходит из реального мира. Расскажите ему о том, что частое пребывание в кукольном/игровом мире может обернуться для него бедой. Придётся вводить ограничения. Однако можно в большом количестве использовать любые игры по правилам (настольные, командные, подвижные) обязательно с их строгим соблюдением. А также ролевые игры. В дошкольном возрасте ролевых игр должно быть очень много.
8.Содействовать активному проживанию возрастных кризисов 3-х лет, 7-ми, 13 лет, 17-лет. Подробно о них читайте здесь=>>, здесь=>> и здесь=>>.
Конечно ребёнку с инфантильным складом личности и его семье обязательно нужно психологическое сопровождение. Вы можете обратиться ко мне, чтобы детально разобраться в причинах нарушенного поведения у Вашего ребёнка, получить подробные рекомендации, что делать конкретно в Вашем случае, а возможно и пройти коррекционную программу социально и эмоционально-волевого развития и личную терапию, как родителя. Записаться на консультацию можно здесь=>>, выбрав удобную форму психологической помощи.
Надежда Храмченко
26.04.2020 года.

Когда родительская любовь - яд для ребёнка. Гиперопека и сверхконтроль

Чрезмерная забота и/или сверхкотроль не дают ребёнку развиться в самостоятельную, ответственную, зрелую личность. Такие родители не почувствуют себя близкими, нужными и любимыми...

КАК ВЫРАБОТАТЬ РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ

"Кто в доме хозяин, Вы или Ваш ребёнок?" Ответьте себе на этот вопрос и станет ясно: может быть пора выработать родительский авторитет...

Занятия с ребёнком В СПБ И ПО СКАЙПУ
ХИТ!!!Консультация по телефону родителей за 500 руб. в 1 час
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ
Консультации психолога на дому у родителя (выезд во все районы СПб и всеволожский район лен.обл, Выборг бесплатный) - 1,5 часа (1500 руб.),
телефонные консультации - 500 руб.(1 час), скайп-консультации - 1 час (700 руб.)
Занятия по 60 мин. Стоимость каждого занятия 700 руб., включая выезд на дом. Стоимость скайп-тренинга  та же.
Программа индивидуального тренинга включает себя занятия на развитие внимания, эмоционально-волевой сферы и межполушарных связей, навыков общения, коррекции самооценки, усиление самоконтроля и произвольного поведения, совладание с импульсивностью, социальное развитие, интуитивное рисование.
КОММЕНТАРИИ


Комментариев нет
 
Copyright 2013. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню