Гиперактивные дети. Как выжить и адаптироваться - Психолог

Поиск по сайту
Перейти к контенту

Главное меню:

Гиперактивные дети. Как выжить и адаптироваться

Статьи автора > Детская психология
Убедительная просьба, не копировать частично или полностью текст статьи, не размещать на сайтах и блогах, не присваивать авторство этому материалу. Не воруй, брат!

ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

О гиперактивности ребёнка ведётся самое большое количество споров специалистов среди всех детских проблем. Гиперактивность с СДВГ диагноз, синдром, нарушение адаптации ребёнка в коллективе или просто личностная особенность, сильно мешающая жить взрослым?
Большая часть российских специалистов сходятся в мысли, что СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)  
это психоневрологическое расстройство, связанное с ММД (минимально мозговой дисфункцией). Это медицинский диагноз, который может поставить либо педиатр, либо детский невролог, либо детский психиатр в возрасте от 7 лет. До этого возраста у ребёнка могут быть все симптомы гиперактивности, но их затруднительно выделить в синдром, поставить диагноз, ведь маленьким детям очень свойственна подвижность, чем они активнее, тем для их развития лучше, и внимание у детей отличается неустойчивостью и быстрой переключаемостью. Опасность здесь, прежде всего в том, что у гиперактивных детей нервная система легко истощается от чрезмерного возбуждения, и родителям важно знать, как воспитывать таких детей, чтобы у них была возможность вовремя восстановиться и наладить работу своей нервной системы. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Гиперактивность синдром, включающий три симптома:
- очень высокая активность, непоседливость, гиперактивный ребёнок всё сметает на своём пути, вокруг него всё падает, рушится, разбивается;
- невозможность длительно удерживать внимание (становится очевидным в дет.саду и в школе во время обучающих занятий);
- высокая импульсивность (не успеете задать вопрос вам уже дают ответ, ребёнок не может дослушать до конца, перебивает, сниженный самоконтроль над эмоциями).
Современное российское общество и образование любит послушных детей, поэтому так трудно детям с СДВГ адаптироваться в социальной среде. Они сразу сталкиваются с непониманием, осуждением, отчуждением в коллективе. Формируется вторичная симптоматика СДВГ
низкая самооценка. Детям и подросткам с СДВГ нужен особый подход в обучении, а в России нет специальных групп и классов для детей с СДВГ в школах и в детских садах. Тем не менее, детей с СДВГ с гиперактивностью в России от не менее 30 %.

Лично я с детей с СДВГ очень люблю и более десятка лет работаю с ними с огромным удовольствием! Почему? Они любознательны, креативны, инициативны. У них пытливый ум, и если отрокам на самом деле что-то интересно, они "уходят в это дело с головой". Сформировать у такого ребёнка ядро сильной учебной мотивации - внутреннюю мотивацию - не составляет никакого труда, тем временем, чтобы заложить такое отношение к познанию у обычного ребёнка нужно провести масштабную стратегическую работу. При внутренней учебной мотивации ребёнок учится не из-за велосипеда или ещё какого-нибудь внешнего стимула, а потому что ему это дико интересно. Иная сильная сторона гиперактивных детей непосредственность в общении. Нервная система этих феноменов такого, что у них нет двойного дна. Они добры, чисты, честны по-хорошему наивны. Это потрясающее качество притягивает к ним людей, и взрослых, и детей. Конечно подобные особенности - тенденция, а вовсе не обязательное правило. Тем не менее, у каждого ребёнка с СДВГ есть предрасположенность к этим замечательным чертам, однако чтобы их развить - необходим особый подход к воспитанию. Иначе можно приобрести коморбидное (сопутствующее растройство). Например, оппозиционное растройство поведения, когда ребёнок на любое предложение оказывает стойкое сопротивление, что в конечном итоге приводит к невозможности любых занятий, и даже, учёбы. Природная склонность к экстриму и риску толкает гипера в пучину опасности. Беганье по крышам. Жажда новизны - оборотная сторона получения всё новых, и новых знаний - к стремлению испытать и попробывать, в том числе не только сигареты. Гаджетозависимость формируется уже при взгляде на смартфон. Тяга к общению и непренуждённость очень часто делает гиперактивного ребёнка душой самой дурной компании. Однако всех этих рисков можно избежать, если помнить, что воспитание гиперактивных - дело очень тонкое, Вам придётся стать очень грамотным педагогом и горячо любящим своё непростое чадо родителем.

                                                                                                                                           

РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ С СДВГ

СДВГ связан с поражением базальных ганглиев структур головного мозга, отвечающих за торможение, ребёнок возбуждается, а успокоиться, переключиться, затормозить уже не может. В результате социальная адаптация становится крайне затруднительной, поскольку образовательная среда требует высокого самоконтроля, организованности, соблюдение правил, следование образцу, спокойного «хорошего поведения». Для гиперактивных детей такое просто невозможно. В результате часто они становятся ненавистны выбешенным педагогам детских садов и школ. Те постоянно жалуются их родителям с требованием изменить ситуацию, родители водят детей по врачам, психологам, пытаясь убрать синдром, но поскольку СДВГ не излечим, хотя это не болезнь, а набор симптомов, родители начинают ощущать свою беспомощность. Гиперактивные дети изнемождают родителей импульсивным поведением и сверхподвижностью. Под педагогическим прессингом измученные постоянным стрессом от непосильной нагрузки родители  подвергаются эмоциональному выгоранию.
Эмоциональное выгорание характеризуется рядом симптомов, среди которых основные:
- эмоциональное истощение,

- вспыльчивость, слабый самоконтроль, чувство вины после эмоциональной разрядки на ребёнка,
- деперсонализация (отрешённость от себя и от мира),
- на фоне эмоционального истощения снижение способности заботиться о своём ребёнке и помогать другим людям. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

 

ПОДРОСТКИ И СДВГ

Принято считать, что гиперактивность и синдром дефицита внимания изживают себя в подростковом возрасте, сами проходят, и родители забывают об этой напасти как о кошмарном сне. По факту прогноз не столь благоприятен. Педагоги, врачи и родители обязательно должны обращать внимание на повышенную двигательную активность ребёнка, сниженное внимание, чрезмерную возбудимость нервной системы и проблемы с её быстрым торможением. Синдром должен вовремя диагностироваться, в ряде случаев (очень противоречивый вопрос) сопровождаться приёмом медикаментов. Но главное, гиперактивным детям с СДВГ НЕОБХОДИМЫ качественные психолого-педагогические коррекционные программы для того, чтобы их социальная адаптация прошла успешно, эмоционально-волевая и познавательная сферы развивались гармонично, способности, которых у гиперактивных, как правило, очень много, нашли применение в обществе. Записаться на индивидуальное психологическое сопровождение ребёнка/подростка с СДВГ Вы можете здесь=>> Родителям и педагогам необходимо следовать рекомендациям психологов (см.ниже) при взаимодействии с такими детьми, поскольку они - в группе риска по отклоняющемуся (девиантному) поведению гипертимной акцентуацией характера. Если не принять меры в детстве - серьёзные проблемы в подростковом возрасте неизбежны. В подростковости чрезмерная активность и суетливость могут существенно снизится, однако при этом возможно усилиться подростковая лень и снизится учебная мотивация, поведение будет продолжать характеризоваться импульсивностью и слабым самоконтролем. При неправильном подходе к гиперактивным детям в подростковости они могут стать чрезмерно агрессивными, совершать правонарушения, испытывать трудности в общении со сверстниками и в обучении (трудности с концентрацией и удерживании внимания сохраняться) на фоне сниженной самооценки.
О психолого-педагогических мероприятиях с детьми с СДВГ написано ниже.
При верном подходе к гиперактивным детям ко взрослой жизни от синдрома не останется и следа. Тем не менее, для некоторых взрослых, бывших гиперактивными в детстве, характерны трудности в отношениях, создании семьи, эмоционально-волевой регуляции (импульсивность со слабым самоконтролем). Они могут часто менять работу и переезжать на новое место жительства.


КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ

У гиперактивных детей часто низкий эмоциональный контакт со своими матерями, из-за того, что матери традиционно используют критику, повышенный контроль, наказания в воспитании, либо чрезмерно опекают и жалеют, однако по мере накопления напряжения при сдерживании разряжаются на них. Для того, чтобы исправить ситуацию нужно как можно чаще поддерживать  зрительный контакт с ними, использовать тактильный контакт (прикасаться к плечу, погладить по руке, по голове, спине), интересоваться их взаимоотношениями со сверстниками, проблемами в детсаду и в школе, всегда быть готовой позитивно отреагировать на их вопросы, хвалить за малейшие достижения, не шпынять, подчёркивать, что усилия и старания важнее результата. Уделяйте ребёнку как можно больше внимания, чтобы он не чувствовал себя покинутым, брошенным и отверженным. Будьте в курсе всех его страхов, тревог, переживаний. Выслушивайте всё, что Ваш ребёнок говорит по этому поводу. Гиперактивным свойственны нарушения в эмоциональной сфере, так что держите руку на пульсе и обращайтесь к психологу за диагностикой и рекомендациями.
Гиперактивные тоже нуждаются в специальных занятиях. У них три основных вектора:
-развитие произвольного внимания, межполушарных связей,
-развитие эмоциональной сферы, работа с импульсивностью и выработка самоконтроля,
-повышение самооценки, формирование личностной зрелости.
Обязательно реализуйте повышенную активность ребёнка. Прекрасная возможность для этого - спорт: плавание, езда на велосипеде, катание на коньках. Однако есть одно
«но»: такие дети часто получают травмы, так что не требуйте от ребёнка достижения высоких результатов в спорте. Спорт для «Гиперов» - необходимый выплеск энергии.
Если Вы собираетесь идти в театр, в музей или в учреждение
заранее обсудите с ребёнком, что вас ждёт, что вы будете делать, и как ему нужно будет себя вести. Выработайте совместно поведенческие правила (что можно, а что нужно избегать - объясните ребёнку - почему). Полезна жетонная система. За каждое соблюдённое правило выдавать жетон и хвалить, если не получилось поддерживать, что всё получиться в следующий раз и главное стараться. На сумму накопленных жетонов приобретать подарок.
Занятия в школе, дома и детсаду нужно дробить на части, каждые 10 мин. делать пальчиковую гимнастику (есть у Лютовой Е.К., Мониной Г.Б.
«Шпаргалка для родителей») или проводить физкультминутку. Педагогу важно сажать гиперактивного на первую парту с очень спокойным соседом-отличником, стремиться к тому, чтобы его ничего не отвлекало, предотвращать приступы чрезмерной возбудимости и активности: как только Вы заметите, что сейчас «начнётся» - дайте гиперактивному задание: вытереть с доски, раздать тетради, проскакать на одной ножке по коридору и обратно.
Внимания у этих детей не хватает на выполнение длинных и трудных заданий: их нужно делить на части, и делать пошагово. Предоставлять выбор, использовать зрительную стимуляцию. Педагогу или родителю в процессе выполнения заданий нужно стараться быть экспрессивным, драматичным, чтобы удерживать внимание ребёнка, ведь эти дети очень любят всё новое и необычное. А вот в театр или в музей видите их, только если будете уверены, что они смогут
«взять себя в руки». Инструкции должны быть короткие, а требования к аккуратности снижены. Обучение обязательно должно носить позитивный характер. Занятия должны ребёнку доставлять удовольствие, быть интересными, необходимо, чтобы он чувствовал себя успешным в учёбе, тогда не будет проблем с учебной мотивацией в средней школе. Особое внимание дисциплине. Выработать её помогут упражнения на самоконтроль (см. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира ребёнка»), соблюдение правил, жетонная система, тренировка внимания, сдержанности, эмоциональности, выплеск в определённое время двигательной активности. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Не требуйте от ребёнка с синдромом СДВГ одновременно снижения активности, неотвлекаемости внимания и его концентрации, самоконтроля и спада импульсивности. Если на данном этапе он старается сконцентрировать своё внимание и не отвлекаться - не ругайте его за повышенную суетливость и активность. В другой раз поставьте перед ним задачу быть спокойным, и тогда уже простите отвлекаемость, хвалите за малейшие успехи, дайте почувствовать себя успешным. Это называется поэтапной тренировкой гиперактивных с СДВГ. Одно занятие тренируем сдержанность, но прощаем отвлекаемость и суетливость, другое концентрацию внимания, но прощаем чрезмерную активность, третье самоконтроль и т.д., поскольку работать над разноплановыми проблемами одновременно для гиперактивного непосильная задача.

Для гиперактивных детей очень важны строгое соблюдение режима, введение всевозможных правил, стереотипное поведение (если мы что-то сделали сегодня, то мы это делаем и завтра) это их успокаивает и снижает расторможенность. Для школьников в семье назначается человек, который будет рядом, когда он делает уроки. Необходимо следить, чтобы ученик не отвлекался, использовать таймер, занося время, за сколько сделаны уроки в специальную табличку. Если наблюдается положительная динамика в качестве и скорости выполнения домашнего задания, то нужно ребёнка поощрить. Так внешний контроль постепенно перейдёт во внутренний, однако не переусердствуйте, чтобы не мешать своему подопечному повзрослеть, развивайте его самостоятельность. С 2-х лет пусть собирает свои рюкзачки для занятий, убирает со стола после еды, свою постель, игрушки, привлекайте как можно чаще к помощи. Важным этапом воспитания таких детей является развитие трудолюбия, ответственности, преодоление инфантильности.

Обязательны отдых и хороший сон, желательно максимально времени проводить на свежем воздухе за городом, общаться с животными, ухаживать за ними. Не рекомендуется бывать с таким ребёнком в местах большого скопления людей, обучение также лучше проводить как можно в меньших группах идеальный вариант 5 человек.
Особенно нелегко детям с СДВГ в начальной школе с её повышенными требованиями к дисциплине, аккуратности, сосредоточенности внимания. Гиперактивные в эту схему явно не вписываются, им очень трудно адаптироваться в школьной жизни, тем более, что 7-9 лет
пик развития СДВГ с гиперактивностью. В этот период ребёнку нужно дарить много эмоционального тепла как профилактика чрезмерной агрессивности, страхов, развития тревожности, интересоваться всеми его школьными делами (учёбой и обязательно общением с одноклассниками и взаимоотношениями с учителями), оказывать помощь по малейшему запросу, проявлять тактильный контакт (см.выше), хвалить за малейшие достижения, бывать на всех родительских собраниях, активно участвовать в школьной жизни, наладить бесконфликтный контакт с учителями, чтобы они знали: да, вы делаете всё возможное, чтобы ваш ребёнок адаптировался в школе и выполняете все их пожелания и требования.
Гиперактивные лучше воспринимают спокойную ровную уверенную речь взрослого, чем грубые или визгливые крики агрессивного или срывающегося человека. В общении с ними нужно как можно больше позитива, хорошего, ласкового. Приучайте ребёнка к Вашему тихому, ровному, доброжелательному голосу, стремитесь с ним договориться, используя по-минимуму слова
«Нет» и «Нельзя». Учебные занятия или выполнение домашнего задания должны строиться по плану, повторяющемуся изо дня в день. Большие задания необходимо дробить на малые.

Развивайте внутреннюю учебную мотивацию. Как только услышите у трёхлетки вопрос: "Почему?" - бросайте всё и дайте на него ответ, сделайте такое поведение привычным, пока он не повзрослеет. Театры, музеи, интерактивные площадки станут Вашими добрыми помощниками в стимуляции познавательного интереса ребёнка. Если так получится, что Ваш птенчик не найдёт признания своих успехов со стороны своей учительницы, смело меняйте её на другую. Ситуация успеха в школе + стойкая внутренняя мотивация создают мощную опору, от которой можно "плясать дальше", развивая волю. Почувствовать свою значимость в глазах учителя можно не только с помощью идеальной чистой тетрадки, а, например, если педагог регулярно станет поручать какие-либо задания: донести стопку тетрадей, вытереть с доски, раздать материалы, или доверит ответственную роль в школьном спектакле. Вариантов может быть очень много.

Главное, это работа со своим собственным сознанием! Родителям крайне важно разделить своего ребёнка и синдром. Возьмите лист бумаги и чётко пропишите, где он со своими замечательными сильными и мешающими ему слабыми сторонами, а где проявления СДВГ. Воспринимайте своего ребёнка отдельно от проявлений этих медицинских особенностей. Очень эффективен метод экстраполяции. Вы обсуждаете со своим чадом эту проблему и учите его отделять себя от проявлений синдрома, далее, пусть он нарисует синдром в виде образа, сказочного героя и даст ему имя. В тяжёлые моменты Вы всегда можете сказать: " Ну, вот, опять Горин тут разделяет и властвует, может отправим его отдохнуть?". Юмор в воспитании детей, кроме случаев утрат, почти всегда кстати, а в общении с гиперативными необходимо, чтобы он стал самым любимым постоятельцем.
В заключении, могу сказать следущее: не нужно бояться детской гиперактивности.
«Гиперы», как правило - интересные, способные, талантливые дети с чутким сердцем. Беда только в том, что общество к ним не расположено, жить и развиваться в нём этим детям крайне трудно. Для полноценного развития и становления личности детей с СДВГ с гиперактивностью необходимо чуткое педагогически компетентное окружение, наблюдение врача и обязательное сопровождение психолога, а также поддержка и психологическая помощь родителям на них выполнение трудной задачи: вырасти гиперактивного ребёнка, помочь перерасти синдром. Не стесняйтесь, обращайтесь ко мне за психологической помощью. Уже более десятка лет я работаю с такими детьми. 4 года провожу коррекционные занятия с ними по скайпу. Все подробности здесь=>>

Родители могут обратиться ко мне за консультацией, чтобы не допустить эмоционального выгорания, восстановиться, наполниться новыми силами и приобрести педагогическую компетентность, необходимую для воспитания своего непростого ребёнка и получить консультацию по телефону, скайпу или очно.

Храмченко Н.С.
19.02.2014

КОММЕНТАРИИ


Комментариев нет
Занятия по 60 мин. Стоимость каждого занятия 1000 руб., включая выезд на дом. Стоимость скайп-тренинга  та же.
Программа индивидуального тренинга включает себя занятия на развитие внимания, эмоционально-волевой сферы и межполушарных связей, навыков общения, коррекции самооценки, усиление самоконтроля и произвольного поведения, совладание с импульсивностью, социальное развитие, интуитивное рисование.

Эмоциональное cгорание родителей гиперактивных детей

Родители, отдающие все свои силы и время своему чаду, рискуют эмоционально сгореть...

Агрессия у ребёнка, и от чего дети деруться

Агрессия - это сигнал того, что ребёнку плохо, на который взрослые должны обратить особое внимание...

ТРЕНИНГ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Занятия проводятся по скайпу. Этот тренинг для родителей младших школьников, которые испытывают регулярные серьёзные трудности в воспитании своих детей, для родителей детей с СДВГ, агрессивных, импульсивных, детей-тиранов, со сложной психикой, детей с характером, с нарушенным поведением.
 
Copyright 2013. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню Яндекс.Метрика