Гиперактивные дети. Как выжить и адаптироваться
Статьи автора > Детская психология
Копирование частично или полностью текста статьи, размещение на сайтах и блогах, присваиваение авторства этому материалу строго запрещено (статья 1270 Г.К РФ)
ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКАЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
О гиперактивности ребёнка ведётся самое большое количество споров специалистов среди всех детских проблем.
СДВГ – диагноз, синдром, нарушение адаптации ребёнка в коллективе или просто личностная особенность, сильно мешающая жить взрослым?
Большая часть российских специалистов сходятся в мысли, что СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – это психоневрологическое расстройство, связанное с ММД (минимально мозговой дисфункцией).

Это медицинский диагноз, который может поставить либо педиатр, либо детский невролог, либо детский психиатр в возрасте от 7 лет. До этого возраста у ребёнка могут быть все симптомы гиперактивности, но их затруднительно выделить в синдром, поставить диагноз, ведь маленьким детям очень свойственна подвижность, чем они активнее, тем для их развития лучше, и внимание у детей отличается неустойчивостью и быстрой переключаемостью. Опасность здесь, прежде всего в том, что у гиперактивных детей нервная система легко истощается от чрезмерного возбуждения, и родителям важно знать, как воспитывать таких детей, чтобы у них была возможность вовремя восстановиться и наладить работу своей нервной системы.
Гиперактивность – синдром, включающий три симптома:
- очень высокая активность, непоседливость, гиперактивный
ребёнок всё сметает на своём пути, вокруг него всё падает, рушится, разбивается;
- невозможность длительно удерживать внимание (становится очевидным в дет.саду и в школе во время обучающих занятий);
- высокая импульсивность (не успеете задать вопрос – вам уже дают ответ, ребёнок не может дослушать до конца, перебивает, сниженный самоконтроль над эмоциями).©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Современное российское общество и образование любит послушных детей, поэтому так трудно детям с СДВГ адаптироваться в социальной среде. Они сразу сталкиваются с непониманием, осуждением, отчуждением в коллективе. Формируется вторичная симптоматика СДВГ – низкая самооценка. Детям и подросткам с СДВГ нужен особый подход в обучении, а в России нет специальных групп и классов для детей с СДВГ в школах и в детских садах. Тем не менее, детей с СДВГ с гиперактивностью в России от не менее 30 %.
Лично я с детей с СДВГ очень люблю и более десятка лет работаю с ними с огромным удовольствием! Почему? Они любознательны, креативны, инициативны. У них пытливый ум, и если отрокам на самом деле что-то интересно, они "уходят в это дело с головой". Сформировать у такого ребёнка ядро сильной учебной мотивации - внутреннюю мотивацию - не составляет никакого труда, тем временем, чтобы заложить такое отношение к познанию у обычного ребёнка нужно провести масштабную стратегическую работу. При внутренней учебной мотивации ребёнок учится не из-за велосипеда или ещё какого-нибудь внешнего стимула, а потому что ему это дико интересно. Иная сильная сторона гиперактивных детей непосредственность в общении. Нервная система этих феноменов такова, что у них нет двойного дна. Они добры, чисты, честны по-хорошему наивны. Это потрясающее качество притягивает к ним людей, и взрослых, и детей. Конечно подобные особенности - тенденция, а вовсе не обязательное правило. Тем не менее, у каждого ребёнка с СДВГ есть предрасположенность к этим замечательным чертам, однако чтобы их развить - необходим особый подход к воспитанию. Иначе можно приобрести коморбидное (сопутствующее растройство). Например, оппозиционное растройство поведения, когда ребёнок на любое предложение оказывает стойкое сопротивление, что в конечном итоге приводит к невозможности любых занятий, и даже, учёбы. Природная склонность к экстриму и риску толкает гипера в пучину опасности. Беганье по крышам. Жажда новизны - оборотная сторона получения всё новых, и новых знаний - к стремлению испытать и попробывать, в том числе не только сигареты. Гаджетозависимость формируется уже при взгляде на смартфон. Тяга к общению и непренуждённость очень часто делает гиперактивного ребёнка душой самой дурной компании. Однако всех этих рисков можно избежать, если помнить, что воспитание гиперактивных - дело очень тонкое, Вам придётся стать очень грамотным педагогом и горячо любящим своё непростое чадо родителем.
РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ С СДВГ
СДВГ связан с поражением базальных ганглиев – структур головного мозга, отвечающих за торможение, ребёнок возбуждается, а успокоиться, переключиться, затормозить уже не может. В результате социальная адаптация становится крайне затруднительной, поскольку образовательная среда требует высокого самоконтроля, организованности, соблюдение правил, следование образцу, спокойного «хорошего поведения». Для гиперактивных детей такое просто невозможно. В результате часто они становятся ненавистны выбешенным педагогам детских садов и школ. Те постоянно жалуются их родителям с требованием изменить ситуацию, родители водят детей по врачам, психологам, пытаясь убрать синдром, но поскольку СДВГ неизлечим, хотя это не болезнь, а набор симптомов, родители начинают ощущать свою беспомощность. Гиперактивные дети изнемождают родителей импульсивным поведением и сверхподвижностью.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/ Под педагогическим прессингом измученные постоянным стрессом от непосильной нагрузки родители подвергаются эмоциональному выгоранию.
Эмоциональное выгорание характеризуется рядом симптомов, среди которых основные:
- эмоциональное истощение,
- вспыльчивость, слабый самоконтроль, чувство вины после эмоциональной разрядки на ребёнка,
- деперсонализация (отрешённость от себя и от мира),
- на фоне эмоционального истощения снижение способности заботиться о своём ребёнке и помогать другим людям. Более подробно об этом читайте в моей статье ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СГОРАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ.
ПОДРОСТКИ И СДВГ
Принято считать, что гиперактивность и синдром дефицита внимания изживают себя в подростковом возрасте, сами проходят, и родители забывают об этой напасти как о кошмарном сне. По факту прогноз не столь благоприятен. Педагоги, врачи и родители обязательно должны обращать внимание на повышенную двигательную активность ребёнка, сниженное внимание, чрезмерную возбудимость нервной системы и проблемы с её быстрым торможением. Синдром должен вовремя диагностироваться, часто в ряде случаев необходима помощь мануального терапевта, чтобы выправить позвонки и восстановить кровоток в головном мозге. Приём медикаментов не приносит, как правило, облегчения ребёнку. Но главное, гиперактивным детям с СДВГ НЕОБХОДИМЫ качественные психолого-педагогические коррекционные программы для того, чтобы их социальная адаптация прошла успешно, эмоционально-волевая и познавательная сферы развивались гармонично, способности, которых у гиперактивных, как правило, очень много, нашли применение в обществе. Родителям и педагогам необходимо следовать рекомендациям психологов (см.ниже) при взаимодействии с такими детьми, поскольку они - в группе риска по отклоняющемуся (девиантному) поведению гипертимной акцентуацией характера. Такие ребята по статистике часто совершают правонарушения; пребывая в весёлом состоянии и приподнятом настроении попадают в заварушки, имея дело с полицией, с 11-12 лет пробуют в тинейджерских компаниях спиртное. Подробно о проблеме ранней алкоголизации читайте в моей статье ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ПЬЯНСТВА. Если не принять меры в детстве - серьёзные проблемы в подростковом возрасте неизбежны. В пубертате чрезмерная активность и суетливость могут существенно снизиться, однако при этом возможно усилится подростковая лень и упадёт учебная мотивация, поведение будет продолжать характеризоваться импульсивностью и слабым самоконтролем. При неправильном подходе к гиперактивным детям в подростковости они могут стать чрезмерно агрессивными, совершать правонарушения, испытывать трудности в общении со сверстниками и в обучении (трудности с концентрацией и удерживании внимания сохранятся) на фоне сниженной самооценки. Более подробно читайте об этом в моей статье ПОДРОСТКОВАЯ ЛЕНЬ.
О психолого-педагогических мероприятиях с детьми с СДВГ написано ниже.
При верном подходе к гиперактивным детям ко взрослой жизни от синдрома не останется и следа. Тем не менее, для некоторых взрослых, бывших гиперактивными в детстве, характерны трудности в отношениях, создании семьи, эмоционально-волевой регуляции (импульсивность со слабым самоконтролем). Они могут часто менять работу и переезжать на новое место жительства.
КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ
У гиперактивных детей часто низкий эмоциональный контакт со своими матерями, из-за того, что мамы традиционно используют критику, повышенный контроль, наказания в воспитании, либо чрезмерно опекают и жалеют, однако по мере накопления напряжения при сдерживании разряжаются на них. Для того, чтобы исправить ситуацию нужно как можно чаще поддерживать зрительный контакт с ними, использовать тактильное взаимодействие (прикасаться к плечу, погладить по руке, по голове, спине), интересоваться их взаимоотношениями со сверстниками, проблемами в детсаду и в школе, всегда быть готовой позитивно отреагировать на их вопросы, хвалить за малейшие достижения, не шпынять, подчёркивать, что усилия и старания важнее результата.
Уделяйте ребёнку как можно больше внимания, чтобы он не чувствовал себя покинутым, брошенным и отверженным. Будьте в курсе всех его страхов, тревог, переживаний. Выслушивайте всё, что Ваш ребёнок говорит по этому поводу. Подробнее об этом можно прочитать в моей статье ПРО ДЕТСКИЕ И ПОДРОСТКОВЫЕ СТРАХИ. Гиперактивным свойственны нарушения в эмоциональной сфере, так что держите руку на пульсе и обращайтесь к психологу за диагностикой и рекомендациями.
Гиперактивные тоже нуждаются в специальных занятиях. У них три основных вектора:
-развитие произвольного внимания, межполушарных связей,
-развитие эмоциональной сферы, работа с импульсивностью и выработка самоконтроля,
-повышение самооценки, формирование личностной зрелости.
Обязательно реализуйте повышенную активность ребёнка. Прекрасная возможность для этого - спорт: плавание, езда на велосипеде, катание на коньках. Однако есть одно «но»: такие дети часто получают травмы, так что не требуйте от ребёнка достижения высоких результатов в спорте. Спорт для «Гиперов» - необходимый выплеск энергии.
Если Вы собираетесь идти в театр, в музей или в учреждение – заранее обсудите с ребёнком, что вас ждёт, что вы будете делать, и как ему нужно будет себя вести. Выработайте совместно поведенческие правила (что можно, а что нужно избегать - объясните ребёнку - почему). Полезна жетонная система. За каждое соблюдённое правило выдавать жетон и хвалить, если не получилось – поддерживать, что всё получиться в следующий раз и главное стараться. На сумму накопленных жетонов приобретать подарок.
Занятия в школе, дома и детсаду нужно дробить на части, каждые 10 мин. делать пальчиковую гимнастику (есть у Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. «Шпаргалка для родителей») или проводить физкультминутку. Педагогу важно сажать гиперактивного на первую парту с очень спокойным соседом-отличником, стремиться к тому, чтобы его ничего не отвлекало, предотвращать приступы чрезмерной возбудимости и активности: как только Вы заметите, что сейчас «начнётся» - дайте гиперактивному задание: вытереть с доски, раздать тетради, проскакать на одной ножке по коридору и обратно.
Внимания у этих детей не хватает на выполнение длинных и трудных заданий: их нужно делить на части, и делать пошагово. Предоставлять выбор, использовать зрительную стимуляцию. Педагогу или родителю в процессе выполнения заданий нужно стараться быть экспрессивным, драматичным, чтобы удерживать внимание ребёнка, ведь эти дети очень любят всё новое и необычное. А вот в театр или в музей видите их, только если будете уверены, что они смогут «взять себя в руки». Инструкции должны быть короткие, а требования к аккуратности снижены. Обучение обязательно должно носить позитивный характер. Занятия должны ребёнку доставлять удовольствие, быть интересными, необходимо, чтобы он чувствовал себя успешным в учёбе, тогда не будет проблем с учебной мотивацией в средней школе. Особое внимание – дисциплине. Выработать её помогут упражнения на самоконтроль (см. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира ребёнка»), соблюдение правил, жетонная система, тренировка внимания, сдержанности, эмоциональности, выплеск в определённое время двигательной активности.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Не требуйте от ребёнка с синдромом СДВГ одновременно снижения активности, неотвлекаемости внимания и его концентрации, самоконтроля и спада импульсивности. Если на данном этапе он старается сконцентрировать своё внимание и не отвлекаться - не ругайте его за повышенную суетливость и активность. В другой раз поставьте перед ним задачу быть спокойным, и тогда уже простите отвлекаемость, хвалите за малейшие успехи, дайте почувствовать себя успешным. Это называется поэтапной тренировкой гиперактивных с СДВГ. Одно занятие тренируем сдержанность, но прощаем отвлекаемость и суетливость, другое – концентрацию внимания, но прощаем чрезмерную активность, третье – самоконтроль и т.д., поскольку работать над разноплановыми проблемами одновременно для гиперактивного – непосильная задача.
Для гиперактивных детей очень важны строгое соблюдение режима, введение всевозможных правил, стереотипное поведение (если мы что-то сделали сегодня, то мы это делаем и завтра) – это их успокаивает и снижает расторможенность. Для школьников в семье назначается человек, который будет рядом, когда он делает уроки. Необходимо следить, чтобы ученик не отвлекался, использовать таймер, занося время, за сколько сделаны уроки в специальную табличку. Если наблюдается положительная динамика в качестве и скорости выполнения домашнего задания, то нужно ребёнка поощрить. Так внешний контроль постепенно перейдёт во внутренний, однако не переусердствуйте, чтобы не мешать своему подопечному повзрослеть, развивайте его самостоятельность. С 2-х лет пусть собирает свои рюкзачки для занятий, убирает со стола после еды, свою постель, игрушки, привлекайте как можно чаще к помощи. Важным этапом воспитания таких детей является развитие трудолюбия, ответственности, преодоление инфантильности.
Обязательны отдых и хороший сон, желательно максимально времени проводить на свежем воздухе за городом, общаться с животными, ухаживать за ними. Не рекомендуется бывать с таким ребёнком в местах большого скопления людей, обучение также лучше проводить как можно в меньших группах – идеальный вариант 5 человек.
Особенно нелегко детям с СДВГ в начальной школе с её повышенными требованиями к дисциплине, аккуратности, сосредоточенности внимания. Гиперактивные в эту схему явно не вписываются, им очень трудно адаптироваться в школьной жизни, тем более, что 7-9 лет – пик развития СДВГ с гиперактивностью. В этот период ребёнку нужно дарить много эмоционального тепла – как профилактика чрезмерной агрессивности, страхов, развития тревожности, интересоваться всеми его школьными делами (учёбой и обязательно общением с одноклассниками и взаимоотношениями с учителями), оказывать помощь по малейшему запросу, проявлять тактильный контакт (см.выше), хвалить за малейшие достижения, бывать на всех родительских собраниях, активно участвовать в школьной жизни, наладить бесконфликтный контакт с учителями, чтобы они знали: да, вы делаете всё возможное, чтобы ваш ребёнок адаптировался в школе и выполняете все их пожелания и требования.
Гиперактивные лучше воспринимают спокойную ровную уверенную речь взрослого, чем грубые или визгливые крики агрессивного или срывающегося человека. В общении с ними нужно как можно больше позитива, хорошего, ласкового. Приучайте ребёнка к Вашему тихому, ровному, доброжелательному голосу, стремитесь с ним договориться, используя по-минимуму слова «Нет» и «Нельзя». Учебные занятия или выполнение домашнего задания должны строиться по плану, повторяющемуся изо дня в день. Большие задания необходимо дробить на малые.
Развивайте внутреннюю учебную мотивацию. Как только услышите у трёхлетки вопрос: "Почему?" - бросайте всё и дайте на него ответ, сделайте такое поведение привычным, пока он не повзрослеет. Театры, музеи, интерактивные площадки станут Вашими добрыми помощниками в стимуляции познавательного интереса ребёнка. Если так получится, что Ваш птенчик не найдёт признания своих успехов со стороны своей учительницы, смело меняйте её на другую. Ситуация успеха в школе + стойкая внутренняя мотивация создают мощную опору, от которой можно "плясать дальше", развивая волю. Почувствовать свою значимость в глазах учителя можно не только с помощью идеальной чистой тетрадки, а, например, если педагог регулярно станет поручать какие-либо задания: донести стопку тетрадей, вытереть с доски, раздать материалы, или доверит ответственную роль в школьном спектакле. Вариантов может быть очень много. Более подробно об этом читайте в моей статье УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Главное, это работа со своим собственным сознанием! Родителям крайне важно разделить своего ребёнка и синдром. Возьмите лист бумаги и чётко пропишите, где он со своими замечательными сильными и мешающими ему слабыми сторонами, а где проявления СДВГ. Воспринимайте своего ребёнка отдельно от проявлений этих медицинских особенностей. Очень эффективен метод экстраполяции. Вы обсуждаете со своим чадом эту проблему и учите его отделять себя от проявлений синдрома, далее, пусть он нарисует синдром в виде образа, сказочного героя и даст ему имя. В тяжёлые моменты Вы всегда можете сказать: " Ну, вот, опять Горин тут разделяет и властвует, может отправим его отдохнуть?". Юмор в воспитании детей, кроме случаев утрат, почти всегда кстати, а в общении с гиперативными необходимо, чтобы он стал самым любимым постоятельцем.
В заключении, могу сказать следующее: не нужно бояться детской гиперактивности. «Гиперы», как правило - интересные, способные, талантливые дети с чутким сердцем. Беда только в том, что общество к ним не расположено, жить и развиваться в нём этим детям крайне трудно. Для полноценного развития и становления личности детей с СДВГ с гиперактивностью необходимо наблюдение врача, чуткое педагогически компетентное окружение и обязательное сопровождение психолога, а также поддержка и психологическая помощь родителям, чтобы они стали наполненными силою, уверенностью и спокойствием - на них выполнение трудной задачи: вырасти гиперактивного ребёнка, помочь перерасти синдром.
Я специализируюсь на работе с трудностями, которые могут возникать у детей с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания. Обращайтесь ко мне за психологической помощью! Она очень доступна по стоимости и организации (онлайн или на дому у клиентов в Санкт-Петербурге). Я проведу тщательную диагностику Вашего ребёнка и дам подробные рекомендации, что делать, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону. Возможны коррекционные занятия. Записаться можно здесь=>=>
Вы также можете обратиться ко мне лично за консультацией, чтобы не допустить эмоционального выгорания, восстановиться, наполниться новыми ресурсами и приобрести педагогическую компетентность, необходимую для воспитания своего непростого ребёнка. Записаться на консультацию онлайн, очно в Санкт-Петербурге можно здесь=>>
Храмченко Н.С.
19.02.2014 (дата публикации статьи, вся информация о консультациях актуальна)
Комментарии
Ольга 2015-07-14
Большое спасибо Вам за эту статью! Испытываю значительные трудности при воспитании гиперактивного ребёнка.
В статье исследуется самая распространённая форма детско-родительских отношений в России - созависимость. Запутанные, непреодолимые психологические проблемы детей имеют свои причины. И часто - это деструктивная связь с собственными родителями.
Бесконечное преодоление себя и пренебрежительное отношение к собственным психологическим резервам родителями, отдающими все свои силы и время любимому чаду, приводят со временем к невозможности конструктивно воспитывать детей.
Делая подарок в виде компьютерного гаджета своему ребёнку, задумайтесь: не станет ли это приговором его успеваемости?