Депрессия у ребёнка: тёмное покрывало на детстве
Статьи автора > Детская психология
Копирование частично или полностью текста статьи, размещение на сайтах и блогах, присвоение авторства этому материалу строго запрещено (статья 1270 Г.К РФ)
ДЕПРЕССИЯ У РЕБЁНКА: ТЁМНОЕ ПОКРЫВАЛО НА ДЕТСТВЕ
Мнение о склонности подростков к депрессиям почти ни у кого не вызывает удивления, разве что раздражение относительно низкой жизнестойкости нынешней молодёжи, а вот размышления о детской депрессии у значительной части людей порождает недоумение, как о чём-то далёком, редком, патологии, происходящей с единицами.

ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ
Однако, на деле, депрессивные состояния у детей достаточно распространены, но крайне трудно диагностируются, так как очень часто являются маскИрованными, то есть скрываются за «масками» в виде страхов, недержания мочи или кала, капризов, скуки, раздражительности.
Знаменитый отечественный психиатр Ковалёв А.Г. выделил 4 уровня нейро-психического реагирования на сложные жизненные ситуации в разные возрастные периоды:
от 0 до 3-х лет – соматический, от 4 до 9 - моторный (двигательный), от 10 до 12 лет - аффективный, от 13 до 16 лет - эмоционально-идеаторный.
Младенческие депрессии, депрессии детей раннего возраста проявляются только на соматическом уровне: ребёнок часто болеет, может быть задержка физиологического развития, так как отсутствие положительных эмоций приводит к нарушению выработки соматотропного гормона. Называют такие депрессии анаклитическими. Как правило, они вызваны депривациями. Впервые анаклитические депрессии изучались как проявление госпитализма у детей после окончания второй мировой войны. Одной из причин подобных состояний также может быть эмоционально-холодная мать.
Ярко проявляться депрессия у малышей может в виде повышенной слезливости и плаксивости, апатии, нарушении сна и аппетита, потери в весе, отставании в моторно-двигательном развитии, аутизации, сосании пальца, появлении стереотипий, аутостимулирующих движений, ночных страхов (когда ребёнок во сне или, просыпаясь, сильно плачет).©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
У детей от 4 до 7 лет встречается более разнообразная симптоматика: кроха словно «видит мир в тёмном цвете», через серую лупу, он капризен, «глаза на мокром месте», чрезмерно восприимчив к различным стресс-факторам, могут усиливаться возрастные страхи (сказочных (вымышленных) персонажей, темноты, смерти, нарушаться сон и аппетит, замечается чрезмерная привязанность к матери. Случаются и следующие признаки: чадо резко становится агрессивным и озлобленным, начинает высказывать большое количество упрёков своим родителям, сомневаться любят ли они его, много раз переспрашивать: «Мама, а ты меня любишь?». Такие дети могут часто болеть, становиться пассивными в играх, нередко они жалуются на головную боль и в животе, у них возможен энурез или энкопрез. Более подробно о детских страхах читайте в моей статье Про детские и подростковые страхи
Бросая беглый взгляд на проявления депрессивных расстройств, мы видим, что в массе своей это маски, и обнаружить депрессию за ними очень нелегко.
ПРИЧИНЫ ДЕПРЕССИЙ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Анаклитические депрессии у детей до 3-х летнего возраста проявляются на фоне депривации (тотальной неудовлетворённости эмоциональных потребностей в безопасности, в человеческой теплоте), их реализация связана с ухаживающим взрослым, не обязательно матерью. Впервые такой вид депрессии в форме госпитализма описал Рене Шпиц, наблюдая осиротевших детишек в 1945 году, оказавшихся в военных госпиталях. Детям был предоставлен полный качественный уход, но малыши вначале много плакали, далее у них складывалась выученная беспомощность, они становились «потолочными детьми», удобными свёрстками с депривированными потребностями. К сожалению, злоключения малюток на этом не заканчивались. В дальнейшем, у этих пациентов наблюдалось отставание в развитии, сосание пальца до мазолей, длительные раскачивания туловищем.
В современных детских домах персоналу также хорошо знакомы такие реакции. Ещё в далёком 1915 году детский педиатр Генри Чепин обнаружил, что крохи при хорошем уходе, лишённые проявлений человеческой тёплоты и ласки, начинают много болеть, и нередко погибают. Знаменитый английский психиатр Винникотт ввёл понятие бондинга и холдинга как непременные условия в жизни ребёнка младенческого возраста, отсутствие которых приводит и к депрессии в том числе. Бондинг – это незримая, очень прочная эмоциональная связь между дитём и ухаживающим за ним взрослым, холдинг – нежность и ласка в заботливом присмотре. Именно поэтому основной метод в лечении анаклитической депрессии будет присутствие рядом нежно любящего человека: сердцем, голосом; если детёныш младенец – можно ярко накрасить глаза и губы и экспрессивно отражать его эмоции или выразительно улыбаться. Терапию составит теплота рук, биение сердца, спокойное дыхание, нежный голос, последовательность в заботе, благотворная реакция на выражение потребностей ребёнка; необходимо искренне транслировать малютке его нужность в этом мире, бесконечную радость от его появления на свет, безопасность к этому миру. Развитие доверия будет отважно противостоять тревоге, ласка – депрессии.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Что касается детей постарше, то причинами депрессий могут быть и затяжные стрессы, и дезадаптации, ситуации, где ребёнок испытывает «выученную беспомощность», сильную вину, блокирование эмоций (особенно тревоги и гнева), психическая травма, где ребёнок является свидетелем смерти, изнасилования, сам становится жертвой сексуальных злоупотреблений, его жизнь подвергается опасности, он чудом остаётся в живых, развод родителей (об этом более подробно читайте в моей статье Развод и ребёнок. Пример, девочка растёт в полной, интеллигентной семье с амбивалентной матерью (на бессознательном уровне не принимается матерью, со стороны мать выглядит как благополучная), в 5 лет пострадала от сексуального злоупотребления, её могла побить старшая сестра от другого брака, ребёнок чувствительный, впечатлительный, интроверт, меланхолик, часто плакала, в семье её эмоции не принимались, родные могли снимать на кинокамеру как малышка плакала и смеяться над этим, демонстрируя полное непонимание детских эмоций. Пошла в школу с 6 лет, абсолютно не подготовленная, учитель ругала за то, что девочка тихо отвечает на уроке, находилась в ситуации школьной неуспешности. Развилась тяжёлая депрессия, которая проявлялась в том числе в дневном и ночном энурезе, сильных страхах школы и учителя, фобии змей; ребёнок несколько лет находился в состоянии тотальной печали под гнётом самоуничижения, вины и неполноценности с редкими проблесками спокойствия и увлечённости любимыми занятиями и игрой.
Сильные изменения в лучшую сторону произошли при смене жизненного стереотипа (отец-военный с семьёй переехал за рубеж). Полностью преодолеть депрессию удалось лишь во взрослом возрасте. Описанная героиня – автор этой статьи.
Другой пример. Обратилась семья с мальчиком 7 лет с сильными нервными тиками и выраженными страхами сказочных персонажей. Я прозанималась 5 сессий с ребёнком, страхи прошли. Однако ещё до коррекционной работы я провела диагностику Кирилла, которая показала психологический инфантилизм, эмоционально-волевую незрелость моего юного клиента, а также и то, что он является громоотводом в семье, где уровень напряжения очень высок (сильная тревога у матери, высокий уровень агрессии у отца, эмоциональная распущенность у старшей двадцатилетней сестры, бабушка, регулярно навещавшая ребёнка, пугалась эмоциям внука, препятствовала их проявлению). Семья – это система взаимосвязанных элементов, при проблемах начинает страдать самый слабый элемент (как правило, младший член ячейки общества).
Спустя полгода родители обратились ко мне вновь, теперь их беспокоили приступы необузданной злости у сына; мама призналась, что ей не по силам выполнять достаточно простые рекомендации психолога, чтобы помочь ребёнку конструктивно проявлять свои чувства, не подавляя, и помочь овладеть навыками самоконтроля. Единственный, органичный метод помощи, по мнению женщины был в чтении морали и нравоучениях: «Что так поступать нехорошо!». Но, мы с Вами знаем, что морализаторство, ровно как и наказание для гневливого ребёнка несут очень плохую службу. К сожалению, семья не хотела работать с психологом, опирающимся на научные методы, и больше тяготела к эзотерике, астрологии, бабкам и т.п. Мальчик оказался упёртым и не захотел заниматься с подобными деятелями, много плакал, соглашался только на встречи с психологом, который в своё время помог ему преодолеть страхи чудовищ. Кириллу была диагностирована депрессия. В конце 2 класса в школе он часто ударял детей, которые не хотели с ним дружить, не понимая его непосредственности. Причиной такой школьной дезадаптации стала психологическая неготовность ребёнка к школе и начавшаяся вследствие неё эмоциональная регрессия. Он стал очень расторможен, неусидчив, началось снижение когнитивных функций (внимания, мышления, памяти), его часто одолевали дисфории (злобно-тоскливое настроение) и постоянная печаль, эмоции выражались в виде «психов» и агрессии к окружающим.
Родители отказались проводить работу по снижению собственной тревоги, гнева и напряжения, однако на занятиях с психологом ребёнок испытывал сильное облегчение, постепенно его эмоциональны фон улучшился, он стал менее расторможенным, ему оказалось возможным собраться и тренировать навыки самоконтроля.
Ещё один случай. Обратилась мама с девочкой 10 лет с жалобой на частые мочеиспускания в течении 2 лет. Диагностика показала преобладание таких эмоций в эмоциональном мире у этого ребёнка как безнадёжность, отчаяние, ненависть, вина. Была диагностирована депрессия. В семье наблюдались противоречивые взгляды на воспитание дочери. Отец – очень мягкий и лояльный к проявлениям дочери, выходящим за рамки разумного, мама придерживалась авторитарного стиля воспитания. Аня впечатлительная, очень чувствительная и эмоциональная девочка, склонная к мнительности, испытывала сильную душевную боль, когда родительница её отчитывала, от накопленных переживаний тонкокожесть Ани усилилась. Все попытки как-то выразить свою печаль и обиду маме жёстко подавлялись. Беспомощность привела к безнадёге. Несмотря на властный и суровый характер, родительница приняла мои рекомендации, и проявив обязательность, стала их мужественно соблюдать. В ходе коррекционных занятий Аня, встретив эмоциональную поддержку психолога, отогрелась, стала активно проявлять эмоции, научилась их проживать, у неё снизился уровень тревоги, укрепилась самооценка, Аня почувствовала себя любимой и нужной в семье, в результате частые мочеиспускания прекратились.
ДИДАКТОГЕННЫЕ ДЕПРЕССИИ (ДЕПРЕССИИ ШКОЛЬНИКОВ)
Наиболее частая причина обращения к детскому психологу в последнее время дидактогенные депрессии и неврозы. Жалобы родителей следующие: сын или дочь отказывается ходить в школу, в учебном учреждении сильно снижается настроение, болят голова и живот, ученики сильно боятся проверочных, учителей, жалуются на несправедливость со стороны преподавателей, что педагог унижает, обесценивает, кричит. Часто такие состояния появляются не только как следствие учительского абъюза, но и из-за того, что сенситивный ребёнок наблюдает, как другого ученика стыдят и порицают при всех, и начинает испытывать сильный страх того, что окажется на его месте. Разумеется, такой психический сбой наблюдается не у всех учеников, а у чувствительных, мнительных, ранимых, восприимчивых, склонных к тревожности, то есть детей со слабым типом нервной системы и быстрым истощением нейроцитов. Добавлю к начертанному, что исследования на выборке российских школьников показали связь между депрессиями и перфекционизмом. О перфекционизме Вы можете прочитать в моей статье Перфекционизм. Вечная мания быть отличником
Учительский абъюз может возникать по следующим причинам:
- о качестве обучения в конкретной школе судят по баллам ОГЭ и ЕГЭ, поэтому в гимназиях и лицеях есть тенденция к отсеиванию учеников по принципу оставить морально выносливых («бойцов спецназа»), интеллектуально способных, академически одарённых детей, в учёбу которых родители готовы материально вкладываться; фильтрование происходит с помощью выдвижения высоких требований, воспитания стыдом и значительного морального давления;
- в слабых школах напряжённая обстановка возникает из-за неразрешимых проблем с дисциплиной;
- сильный уровень напряжения учителя из-за огромной нагрузки, которую приходится брать из-за низкой зарплаты и, как следствие, профессиональное выгорание.
Поэтому при дидактических депрессиях ребёнка необходимо вынуть из токсичной среды и поместить в более доброжелательную (перевести в другие класс или школу).©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Помним, что основной принцип детства – это счастье! У ребёнка, одолеваемого депрессией важно найти источники перфеционизма. Очень вероятно, что у кого-то из родителей он присутствует. Дети учатся прежде всего на примере своих родителей, именно поэтому ценно осознать негативные стороны перфекционизма как формы невроза и объявить ему войну. Важно позволить себе делать не идеально, а достаточно хорошо, развивая в своей личности добросовестность. Необходимо научиться относиться к ошибкам как к процессу на пути к успеху.
Всю квартир можно обклеить цитатами на эту тему: «Неудача – аккушерка гения» (Наполеон Бонапарт), «Уолт Дисней 7 раз был банкротом», «Успех – это ещё не точка, а неудача – ещё не конец, единственное, что имеет значение, это мужество продолжать борьбу» (Уинстон Черчиль), «Неудачи — это указательные столбы на пути к успеху» (К.С. Льюис), «Единственная настоящая неудача в жизни — не быть честными с лучшими людьми» ( Будда), «Неудача — это просто возможность начать снова, но уже более мудро» (Генри Форд).

А для себя под рукой хорошо иметь такую схему. Смысл которой важно регулярно транслировать ребёнку через свои эмоциональные реакции, высказывания и поступки. При получении двойки или тройки поддерживать ребёнка: «Наверное, ты расстроилась. Да, неприятно, конечно, получать два и три, я бы на твоём месте тоже сильно расстроилась, но давай подумаем, что нужно сделать, чтобы в будущем получать более высокие оценки».
ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ПРИ ДЕПРЕССИЯХ
Среди универсальных решений помощи юному подопечному можно выделить следующие:
1). Ребёнка необходимо отогреть, постараться, чтобы в его жизни присутствовали во всём многообразии своём радость и удовольствие;
2). У депрессивных людей всегда развит «Внутренний критик», необходимо оказывать помощь юному страдальцу, преобразуя «Внутреннего критика» в «Болельщика» и «Внутреннего помощника».
Чувствительные, впечатлительные, ранимые дети очень тяжело переживают критику со стороны сверстников, учителей, особенно родителей. Для ребёнка важно быть хорошим и чтобы его любили. Обнаружив у ребёнка любого возраста признаки депрессии, воздержитесь от критики. Активно используйте принцип «Зелёной ручки», то есть подмечайте малейшие успехи и достижения и, не скрывая чувств, радуйтесь за ребёнка, положительно высказывайтесь обо всех его начинаниях. Эмоциональные уколы (упрёки, подавления, унижения, обвинения, осуждения, отвержения, одёргивания, позоренье, чтение нотаций, лишение чего-то необходимого) сведите на нет, а вот эмоциональные поглаживания должны быть в избытке (похвала, поощрения, одобрения, поцелуи, объятия, ласка, симпатия, сопереживания, улыбки, восхищения, приятные сюрпризы). Именно с помощью эмоциональных поглаживаний создаётся крайне необходимая субличность «Волшебный помощник». Когда он силён в структуре личности ребёнка, да и у взрослого человека тоже, у депрессии просто нет шансов.
3).Развитие жизнестойкости и позитивного отношения к проблемам как к фактору роста и развития интеллекта, мудрости и способностей.
4). Преобразование негативного мышления в конструктивное.
5).Предложите своему подопечному завести дневничок, в красивом блокноте нужно сделать всего 3 столбика (события, радость, удовольствия) и 3 строки (утро, день, вечер). Ежедневно нужно отмечать произошедшие утром, днём, вечером события и уровень радости и удовольствия по 10-бальной шкале в эти временные периоды. После заполнения 1 дня нужно его отчертить, и продолжить аналогично со следующим днём и т.п. По прошествии нескольких дней можно будет проанализировать и обсудить ситуацию. Что препятствует тому, что уровень радости и удовольствия снижен? Что можно предпринять, чтобы поднять баллы?
6).Создайте полную определённость в жизни сына или дочери, приветствуются планы, чёткое продуманное расписание, где есть много времени для отдыха и свободной игре, режим дня.
7).Разнообразьте репертуар контактов с ребёнком, реагируйте на его чувства, слова, поведения, не как обычно, а используя разные гуманистические стратегии.
8). Лучший подарок, который может сделать родитель своему ребёнку - это пройти личную психотерапию. Чем менее нарушенный родитель, тем адекватнее его реагирование на сложности с дитём. О.Кернберг разделил людей на невротической, пограничной организации и психотиков, в зависимости от полной или размытой эго-идентичности, типа психологических защит (высших или примитивных) и тестирования реальности. Вы также можете обратиться ко мне за психологической помощью. Подробности читайте здесь=>>
9).Позвольте ребёнку проживать любые, даже самые неприятные эмоции. Приветствуйте катарсис, но не раскачивайте его психическое состояние.
10).Способствуйте стабилизации малыша, в этом помогут нехитрые, но очень полезные техники, делать которые ребёнку необходимо регулярно. Упр. Спаси птенца (это упражнение поможет ребенку понять, что забота и внимание могут сделать мир вокруг ярче и теплее, даже когда кажется, что всё серое и мрачное), упр. Дыхание через ладони, Бабочка на билатеральную стимуляцию.
11).И конечно при подозрении на депрессивное состояние у своего ребёнка обязательно необходимо проконсультироваться у психолога. Вы можете обратиться ко мне за психологической помощью. Она очень доступна по цене и организации, оказывается в онлайн-формате. Для начала это качественная психодиагностика ребёнка с рекомендациями родителям, а далее возможна терапия с применением большого разнообразия методик. Ознакомиться с подробностями и записаться на сессию можно здесь=>>
16.05.2025
Храмченко Надежда
Комментарии
Страхи - важнейший показатель психического благополучия ребёнка, насколько хорошо он развивается, однако не возрастные или очень сильные они могут свидетельствовать о неврозе и быть индикатором дисфункциональной среды, личностных нарушений.
Развод - всегда стресс для ребёнка любого возраста. Что чувствует ребёнок (подросток) при разводе родителей, как может измениться его поведение? Узнайте как развестись, чтобы не травмировать своего ребёнка и даже сделать его счастливым, сформировать конструктивные ценности в структуре личности.
В подростковом возрасте ребята сталкиваются с кучей изменений, и иногда это может быть действительно непросто. Но как понять, когда это просто кризис, а когда дело серьезнее? В статье мы поговорим о том, какие признаки могут свидетельствовать о депрессии, чем она отличается от возрастного кризиса и как поддержать своего подростка в трудные времена.