Застенчивость и социофобия: как помочь подросткам справиться со страхами!
Статьи автора > Подростковая психология
Копирование частично или полностью текста статьи, размещение на сайтах и блогах, присвоение авторства этому материалу строго запрещено (статья 1270 Г.К РФ)
О ЧЁМ ГОВОРИТ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ: ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
ИСТОЧИКИ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ
Застенчивость, социофобия, социальные тревоги и стрессы в подростковом возрасте встречаются очень часто, сильно портят жизнь не только формирующегося взрослого, но и его близких, это настоящие испытания для тинейджеров и их семей. Среди всех обращений к подростковому психологу, этот повод самый распространённый. В переходном возрасте, когда формируется личность, такие состояния могут сильно мешать общению и нормальной жизни. Часто тинейджеры чувствуют себя в ловушке: им сложно завести друзей, участвовать в школьных мероприятиях или просто общаться с ровесниками. Но важно помнить, что это не приговор! Будем разбираться, почему так бывает, как так вчерашний озорной и беспроблемный ребёнок вдруг стал замкнутым и отчуждённый, а может быть боящимся там, где нет никакой опасности, и как помочь ему справиться с этими трудностями.

Склонность к застенчивости является врождённым свойством темперамента, для которого характерны низкие социальный темп, социальная эргичность, социальная пластичность, и сильны эмоциональность, впечатлительность, восприимчивость, интроверсия. Находя полное принятие со стороны членов своей семьи, такой ребёнок может быть вполне адаптивным, хоть и с низкой инициативностью и с преобладанием мотивациии избегания неудач. Однако, когда он оказывается в нежном возрасте, окружающих близких здесь могут ждать негаданные негативные перемены. Подросток может замыкаться в себе, начать жить своей абсолютно непонятной близким жизнью, стать менее общительным, реже проводить время со своими сверстниками. Чуткие родители обратят внимание на такие изменения. Однако бывает и так: тревогу начинают бить, когда подросток отказывается ходить в школу,
много болеет, жалуется на непреодолимый стресс в результате проверки знаний.
Для подростков очень значимым является общение со сверстниками, это ведущий вид деятельности в пубертате по Л.С.Выготскому. Кроме того, в этом переходном периоде сильно развивается рефлексия, то есть тщательный анализ происходящего с самим собой, погружение в свой внутренний мир. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/ Таким образом, подросток сразу замечает свои трудности и начинает по этому поводу комплексовать. Конечно спасением здесь могут быть истинные, сильные увлечения, занятия которыми способствуют повышению самооценки, но они есть далеко не у каждого. Подкреплять комплексы могут возрастная дисморфофобия, тотальное недовольство своим телом, усложняющаяся динамика в коллективе (классе, секции), когда отношения становятся напряжёнными, грубыми, резкими, граничащие с жестокостью. Более подробно об этом читайте в моей статье Я урод! О подростковой дисморфофобии.
В основе почти любой застенчивости всегда есть элемент нарциссизма, ожидания, что про меня ничего дурного сказать не могут, что я всем должен нравиться, не имею право на ошибку и должен быть всегда на высоте, и как следствие необычайная чувствительность к критике. Да, да, нарциссические элементы есть не только у высокомерных тиранов. В противном случае, человек был бы робким и отнюдь не переживал бы по этому поводу. В переходном возрасте абсолютно нормативной реакцией считается возникновение личного мифа, ощущения, что я - особенный, исключительный, изобрету то, что никто не мог до меня изобрести, обязательно стану богатым, знаменитым, признанным, моя жизнь не будет как у всех, и море мне по колено. Для взрослого человека такие реакции являются бредовыми, а вот для подростка они естественны наравне с эмансипацией от родителей. Принять в таком состоянии поражение от непопулярности среди сверстников, трудностями в общении становятся жесточайшим жизненным ударом. Для современной молодёжи не характерен высокий уровень жизнестойкости, так что вслед за этим следуют беспомощность, угнетённость вплоть до состояния депрессии. О депрессиях Вы можете прочитать в моей статье Подростковая депрессия: кризис или болезнь?
Подросткам свойственен феномен воображаемой аудитории, то есть возникает ощущение, что ты что-то делаешь, но при этом ты не один, вокруг зрители, и очень хочется им понравиться, получить порцию восхищения и восторгов. Такой феномен проявляется не только в одиночестве, но и среди людей. Сложно выйти на улицу не во все оружии, без идеального макияжа и в стильном образе. А когда тинейджер замечает за собой проявления неуверенности, зажатости, ему становится очень тяжело. У каждого подрастающего человека свой комплект ресурсов, кто-то справляется, а кто-то вовсе нет, и тогда может развиться социофобия, которая проявляется в виде сильного страха негативных оцениваний и возможности опростоволоситься. Это фобия глубоко невротическая, данные страхи фактически не имеют под собой оснований, ведь критика и негативные оценки других не приводят к катастрофическим последствиям, поэтому когда мы пытаемся такого юнца разубедить в обратном, у нас это не получается. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Подросток с сильно развитым социальным и эмоциональным интеллектами значительно легче переживает подобные ситуации. Испытывая сильную тревогу, он может её прожить, продвинутое понятийное мышление, как составляющее социального интеллекта, помогает ему грамотно осмыслить ситуации, вызывающее стресс, и перенести их. К сожалению, состояния культуры и образования на сегодняшний день не способствуют развитию ни первого, ни второго видов интеллекта.
КАК БЛИЗКИЕ МОГУТ ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ С СОЦИАЛЬНЫМИ СТРАХАМИ
ПОДДЕРЖКА ЗАСТЕНЧИВЫХ ПОДРОСТКОВ
Здесь многое зависит от масштаба проблемы. Если человек робок, и это действительно мешает ему в жизни, в семье могут способствовать развитию у него реакции эмансипации от родителей, по сути дела, это сепарация, отделение в сочетании с независимостью. Факторы, тормозящие подобную реакцию - родительская тревога за своё выросшее чадо, что он не справится, случится что-то нехорошее. Подробно об этой проблеме читайте в моей статье Тревожные люди. Поэтому нужно верить в своего ребёнка и максимально способствовать развитию его самостоятельности. Всё что он хоть как-то может делать сам - пусть делает сам. Также важно способствовать развитию его самовыражения, а именно почаще спрашивать его мнения, совета. Ведь именно дом и семья являются тренировочной базой для развития любых навыков. Способствуйте его проявлений себя в виде стиля в одежде, в дизайне интерьера своей комнаты, выражении своих взглядов. Для застенчивого человека очень полезным станет развитие мотивации достижения. Выделяют мотивацию избегания неудач и мотивацию достижения. Ребята первой группы всю свою деятельность выстраивают так, чтобы не испытать горечь поражения, боятся идти на минимальный риск, либо неоправданно рискуют . Регулятором их учёбы, и часто увлечений, является страх, например, что их спросят в школе, они получат низкую оценку, о них плохо подумают другие, их чего-то лишат, оскорбят, на них накричат, как результат внутренняя мотивация у них крайне низкая. Для развития мотивации достижения важно не поддерживать status quo, а ставить перед собой реалистичные цели, идти на разумные риски, хвалить, вознаграждать за успехи, подбадривать. Важно говорить о том, что смущаться для подростков и молодых людей - абсолютно нормально. И даже иногда полезно. Есть мнение, что скромность украшает человека. Застенчивость ограждает от излишней открытости с незнакомцами, способствует осторожности, необходимой в новых ситуациях. Вы можете сказать о том, что лёгкая застенчивость - это как преграда, которую можно без труда преодолеть, а вот сильная - это уже крепость, которая не просто защищает, но и излишне ограждает от общения. Посоветуйте своему подопечному определить свои зоны уверенности и зоны страха перед окружающими и потихоньку снижать количество последних, превращая их в зоны уверенности, непременно отмечая свои маленькие победы. Не обесценивайте переживания, которые испытывает подросток. Он имеет право на любые чувства, все эмоции, даже самые неприятные являются нормальными, это реакция на непростую лично для человека ситуацию. И нужно с этой ситуацией разобраться, что там не так. Способствуйте тому, чтобы застенчивый говорил о своих чувствах, выражал их, особенно это касается гнева. Умение корректно выражать свой гнев - прекрасный способ развивать самовыражение.
ПОМОЩЬ ПРИ СОЦИОФОБИИ У ПОДРОСТКОВ
Следующий вариант социального стресса - социофобия. Это уже проявление невроза с наличием внутриличностного конфликта, когда например, подросток очень хочет дружить, а с другой стороны сильно опасается агрессии или негативного оценивания со стороны сверстников; на этом фоне могут развиваться комплекс неполноценности и сильный страх быть среди людей. Метафорически Филипп Зимбардо описал страдание этих людей как тюрьму, в которой человек сам себе и надзиратель, и заключённый. Внутренний голос социофоба часто замечает малейшие ошибки, недостатки, сравнивает несчастного с другими. Он постоянно недоволен тем, что и как делает его хозяин. От того, что он говорит, становится грустно, самооценка падает, хочется всё бросить и сбежать. Семья может серьёзно снизить влияние этого "надзирателя", ведь по сути это "внутренний критик". Для этого нужно всячески избегать претензий в адрес тинейджера, недовольства высказывать как своё личное мнение: "Я думаю, было бы неплохо, если..." Важно вырастить в своём сыне или дочери "волшебного помощника" или "болельщика", для этого подбадривайте его в трудные моменты, запускайте веру в себя. Старайтесь сами смотреть на трудности не через серые, а через оранжевые очки. "Нет ничего невозможного для человека...с интеллектом". Заступайтесь, воодушевляйте, помогите собраться с силами.
Важно способствовать развитию навыков ассертивного поведения у Вашего подопечного. Учите говорить: "Нет!", отстаивать свои границы, и здоровой уверенности, она может быть как внутренняя, так и внешняя. Внешняя - это походка, не шаркающая, а лёгкая или твёрдая, открытые взгляд, жесты, пантомимика (не скрещенные руки и ноги), улыбка, правильная осанка, высоко поднятая голова. Внутренняя уверенность выражается в понимании того, что со мной всё так, все люди уникальны, у всех 50% плюсов и 50% минусов, я знаю свои сильные стороны, опираюсь на них и спокойно отношусь к своим недостаткам. Кроме того, я не сапёр, и имею право на ошибку. Важно способствовать развитию высокой общей самооценки и адекватной частной. То есть подчёркивать, транслировать, что ты важен сам по себе, такой какой есть, ты уникальный и неповторимый, и счастье, что ты родился, тебе не нужно доказывать право на жизнь. А частные самооценки должны быть максимально адекватны: да уборку ты делаешь не очень, но зато внимательный слушатель и добрый человек. Тогда неудачи, в том числе в общении и со сверстниками, не будут восприниматься как катастрофы, а как то, что да, тут у меня не получается, но я в целом хороший.
При социофобиях силён эгоцентризм, в противном случае, опасаясь людей, можно было бы незаметно стоять в уголочке. При эгоцентризме, а феномен воображаемой аудитории способствует его развитию, такое невозможно. Бедняга испытывает невероятный стыд, ведь ему кажется что все глаза обращены именно на него, все только о нём и думают, и всем до него есть дело. Если школьник отвечает у доски, и учитель недовольно подтрунивает над ним, начинается конфлюэнция, его Я сливается с другими, и кажется что весь класс с учителем смеётся над его незадачливостью, а причина в оной в его личностных дефектах, эти переживания сопровождаются невероятными катастрофизацией и глобализацией. Он готов провалиться сквозь землю. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Именно семья может способствовать существенному снижению эгоцентризма с помощью формирования баланса дать-брать. Пусть если Ваш ребёнок от Вас или от мира что-то хочет, он должен и что-то отдавать взамен. И это должно стать естественным процессом. Кроме того, всячески избегайте чёрно-белого (дихотомического) мышления. При своём подопечном не говорите слова "всегда", "никогда", уходите от категоричности. Старайтесь в любом явлении находить и плюсы, и минусы. Да, летом тепло, зелено, можно купаться в речке, но в то же время, изобилие комаров, клещей, меньше работы. Не делите людей на плохих и хороших, пытаясь идти за поверхность, исследуйте и подчёркивайте
мотивы поступков, совершаемые людьми, находя в этих персонах и что-то достойное, несмотря на то, что деяния их могут быть Вам совсем не по душе.
И конечно ни о какой детоцентристской модели в семье не может быть и речи, Ваш ребёнок не пуп земли, под который подстраивается жизнь домашних, а такой же её член как и все, и наравне со всеми принимает участие в домашних делах.
Значительное влияние на возникновение социофобии у подростка, его уверенность в себе и социальное поведение оказывает психотравмирующие ситуации в прошлом. Такие события могут формировать негативные установки и страхи, которые затрудняют взаимодействие с окружающими. Представьте себе, как будто он несет на своих плечах рюкзак с тяжелыми камнями — каждый камень — это воспоминание о неприятном опыте. Если в семье существует возможность открыто обсуждать эти переживания, это может стать первым шагом к пониманию и поддержке подростка. Однако для эффективной проработки сложного опыта и преодоления социофобии часто требуется профессиональная помощь. Подростковый психолог может предложить стратегии и методы, которые помогут взрослеющему человеку развить уверенность в себе и научиться справляться с тревожными чувствами в социальных ситуациях. Подробно об уверенности можно прочитать в моей статье Верь в себя!
Мы психологи рассматриваем личность не саму по себе, а непременно во взаимосвязи с окружающей средой. Родители часть такой среды и на многие вещи в жизни своего подростка могут оказать вполне достойное влияние.
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ ПОДРОСТКОВ, ВЫЗВАННЫЕ НАРЦИССИЗМОМ: ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА
Сильный социальный стресс, ощущение непереносимого стыда в ситуациях, в которых бы хотелось быть на высоте, могут возникать вследствие нарциссических проявлений у подростка. Нарциссизм у подростков часто проявляется в стремлении к исключительности и желании возвыситься над сверстниками. Этот личный миф, формируемый в процессе самоидентификации, может служить как защитным механизмом, так и источником внутреннего конфликта. Понимание корней этого поведения важно для поддержки застенчивых подростков, позволяя им развивать здоровую самооценку и устанавливать искренние отношения с окружающими.
Некая доля нарциссизма необходима для нормального развития подростка, идея о личном мифе способствует развитию личности тинейджера. Однако когда его немного больше, возникают серьёзные проблемы. Можно просто ходить в школу, чтобы получить аттестат и поступить в ВУЗ для получения интересной творческой профессии. Но как только появляется идея, что нужно быть стройной, красивой, лидером в классе, а это не выходит или я непременно должен быть интересным, умным и блистательным, а оказываюсь на задворках класса, социальный стресс начинает зашкаливать. При высоком эмоциональном интеллекте много шансов размотать этот сложный клубок переживаний. Однако, что делать при алекситимии, которая так часто встречается у подростков? Напомню, это состояние психики при котором человеку сложно назвать и описать, что он чувствует. Такой подросток на заинтересованные вопросы: "Как дела?" "Что ты сейчас чувствуешь?", "Какие эмоции испытываешь?", " О чём мечтаешь?", "Что интересного сегодня произошло?", "Какая наиболее частая эмоция, которую ты испытываешь?" отвечает либо "Я не знаю!", либо "Нормально!", сложно дифференцирует физические ощущения от эмоциональных, испытывает проблемы в метафоризации и фантазировании. Из-за того, что дети сейчас читают художественной литературы мало, такая проблема очень часта. У меня был случай, когда я задала более 20 простых вопросов, и мой юный клиент на все них ответил "Не знаю!". У психолога безграничное терпение, и мы смогли обсудить с ним возникшие сложности, и прийти к программе совместной работы над ними.
Многие молодые люди начинают искать свою уникальность и стремятся выделяться из толпы, создавая свой личный миф о том, как они особенные и исключительные. Это желание возвыситься над другими может быть связано с неуверенностью и стремлением к принятию. Понимание этих процессов поможет Вам поддержать своего застенчивого подростка, ведь за внешним блеском часто скрываются глубокие переживания.
Родители в разных ситуациях могут помочь такому молодому человеку иметь смелость не прятать собственную уязвимость, опять-таки за счёт высокой общей и адекватной частной самооценки. Хорошо, если в семье будут культивироваться общечеловеческие ценности, а не престиж, непременный успех и желание быть лучшим. Если позволить юнцу быть самим собой, а не соответствовать ожиданиям домашних, расставлять акценты на процессе, а не на результате, станет совсем прекрасно. Ценность и уважение к любой личности как таковой, естественность взамен желания спрятаться за прекрасный фасад, сделать хорошую мину при плохой игре, снижает развитие нарциссической составляющей. Важно способствовать поддержанию увлечений у Вашего сына или дочери, это совсем не обязательно занятия в секции, главное этим заниматься и получать от этого удовольствие. Когда приходит время выбора профессии, лучше ориентироваться на то, что ему действительно интересно, а не на то, что принято считать "удачным выбором". Главное — поддерживать его в поисках и помогать находить радость в том, что он делает! Учебное заведение должно быть по силам, а не по рейтингу.
Если с робостью, смущением и застенчивостью справиться семье достаточно просто, то с нарциссическими проявлениями и социофобией без помощи опытного подросткового психолога не обойтись. Я с удовольствием окажу Вам подобную психологическую помощь. Записывайтесь ко мне на консультацию подросткового и семейного психолога! Это можно сделать здесь=>>
Комментарии
В подростковом возрасте ребята сталкиваются с кучей изменений, и иногда это может быть действительно непросто. Но как понять, когда это просто кризис, а когда дело серьезнее? В статье мы поговорим о том, какие признаки могут свидетельствовать о депрессии, чем она отличается от возрастного кризиса и как поддержать своего подростка в трудные времена.
Пропадание с компанией сверстников, слабый эмоциональный контроль, томление от бессмысленности жизни, стремление к независимости, лень и протестные реакции могут быть позитивными признаками развития личности человека...
Статья психолога о личностных особенностях родителей, осложняющих подростковый кризис. Истинное родительство начинается с поиска первопричин трудностей своего подростка лично в себе...
На тренинге подросток научится прислушиваться к своим эмоциям и управлять ими, преодолеет зависимость от мнения окружающих, станет более уверенным в себе, поднимет свою самооценку, разовьёт самовыражение, мотивацию достижения, научится ценить себя и защищать своё личное пространство, найдёт своё место в этом мире.
Тренинг направлен на решение самой главной задачи подросткового возраста "Развитие я-идентичности". На занятиях подросток научится прислушиваться к своим эмоциям и регулировать их, иметь собственные интересы и желания, сможет развить волю и учебную мотивацию, мотивацию достижения, узнать многое о своём характере и темпераменте, получить ответ на важнейший вопрос "Кто я?", поймёт, чем он сможет быть полезен обществу.