Перейти к контенту

Школьный буллинг: как помочь пострадавшему от травли в классе - Gavпсихолог

Пропустить меню

Психолог Надежда Храмченко

Школьный буллинг: как помочь пострадавшему от травли в классе

Статьи автора > Подростковая психология
Копирование частично или полностью текста статьи, размещение на сайтах и блогах, присвоение авторства этому материалу строго запрещено (статья 1270 Г.К РФ)

ШКОЛЬНОЕ НАСИЛИЕ: ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ

О ТРАВЛЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

Отчего среди людей возникает потребность издеваться над кем-то, гнобить другого человека, причинять ему зло? Какие личностные и социальные механизмы здесь задействованы? Да, травля – часть человеческой культуры. Её активным участникам свойственны зависть, желание самоутверждаться, получить лучший кусок пирога и тёплое местечко, а также занять почётное место в коллективе.
При травле имеет значение, как и то, что происходит с группой, так и то, что происходит с личностью. Много талантливых людей стали жертвами травли. Среди них немало педагогов: Антон Макаренко умер на 52 году жизни внезапно по официальной версии от сердечного приступа, по свидетельствам его современников немалую роль в его скоропостижной кончине сыграла травля, последнее время своей жизни она находился в постоянном напряжении, ожидая ареста, шёл 39 год. Л.С.Выготский долгое время болел туберкулёзом, умер в 37 лет, подвергаясь в последние годы жизни жесточайшей травле. Обвинения великого педагога были связаны с отходом от принятой в в те годы государственной идеологии. К тому же, он был свидетелем «чисток», когда очень многие из его коллег
попали в мясорубку репрессий после выхода постановления «О педалогических извращениях в системе Наркомпросов».
Наконец, великий и талантливый педагог Василий Сухомлинский, надолго опередивший своё время, покинул этот свет в результате многолетней травли со стороны своих, по-видимому бездарных коллег, умерев от сердечного приступа в том же возрасте, что и Антон Макаренко. «Нет пророка в своём отечестве» (Новый Завет).

ПРО БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ

Важно разграничить конфликты и ссоры внутри класса, может быть даже с драками, когда у ребят происходит столкновение интересов, и травлю, цель которой намеренное понижение социального статуса одноклассника, отличительной особенностью такого школьного насилия также является то, что весь класс против одного.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Буллинг в школе - системная проблема нашего общества сегодня. Это явление социальное, касающееся всех участников учебного процесса, а не только жертвы и тиранов, именно поэтому так сложно с ним справиться, и общепринятые стратегии, перевести ребёнка в другой класс/школу, провести беседу с классом, оказываются неэффективными.
Мы приматы, и нам свойственна вертикальная иерархия. Да, мы можем сознательно выстраивать горизонтальные связи, однако в закрытой группе вертикальная иерархия есть всегда. В советские времена в одной из зон решили нивелировать столкновения между ЗЕКами, расселив друг от друга высшие и низшие касты. Это было напрасно, в новых группах сразу же началось расслоение на страты, так как и в однородном по своему составу колективе были более и менее доминирующие. Вот и в классе, не всегда, но нередко, возникают свои социальные роли. Это лидер, антилидер (который стремится перетащить ребят на свою сторону), предпочитаемые, принимаемые. Однако этим богатство социальных ролей в классе не ограничено, есть ещё звезда, шут, хулиган, переговорщик, эксперт, одиночка. Если лидер не очень хорошо справляется со своей ролью в классе, возникает аутсайдер, унижение этого несчастного усиливает влияние лидера в группе. Изгой в классе может появиться, если в классе много напряжения, тогда бедолагу используют фактически как мусорное ведро для слива негатива. Эта тяжёлая энергия может возникать как следствие недружного класса, когда все по кучкам 3-5 человек, так называемым кликам, с жёсткими границами, и ребята боятся вылететь из кучки, став одиночками или изгоями. Либо приносится детьми из семьи или распространяться педагогами вследствии профессионального выгорания.

ПОРТРЕТ АУТСАЙДЕРА  В КЛАССЕ

Каков он портрет аутсайдера? Облик героя на этом полотне во многом зависит от возраста ребёнка. В начальной школе изгоями чаще становятся дети младше основной массы, а также инфантильные, гиперактивные. Поведение ребят с чертами детскости непосредственно, их социальное развитие отстаёт от сверстников, ими легко манипулировать, нередко такие ученики выполняют роль ведомых. По этим причинам ребята с психическим инфантилизмом легко могут претендовать на роль в классе «козла отпущения». Школьники с СДВГ бесконечно много получают замечаний от главного человека в классе – учителя, вторичным симптомом в результате постоянных одёргиваний, негативных оцениваний и тырканий со стороны взрослых у этих ребят является снижение самооценки. Позиционный статус в группе у них снижается автоматически. Кроме того, характерной особенностью гиперов является беззащитность, им сложно противостоять давлению окружающих, и они реагируют вспышками агрессии, психуют, сильно расстраиваются, что вызывает у сверстников ещё больше насмешек.
Портрет подростка изгоя несколько иной. Чаще всего, в этой незавидной роли оказываются «белые вороны», сильно отличающиеся по ценностям и интересам от других ребят, а также те, кто ставит себя выше других одноклассников или же такое поведение демонстрируют, а также те, кто легко поддаётся манипуляциям, то есть переживают, эмоционально реагируют на нападки, насмешки, подшучивания, которые испытывает трудности, чтобы за себя постоять. Более подробно об этой проблеме читайте в моей статье ЗАСТЕНЧИВОСТЬ. "Я" В КОРОБКЕ
«Я» у тинейджеров очень слабое, ведь они маргиналы, ещё не дети, но уже не взрослые. Чтобы почувствовать себя сильнее, они группируются по интересам, жизненным ценностям, и слабое «Я» превращается в более сильное «Мы». Дальше, для усиления эффекта выбирается изгой, которго причмаривают, скидывают на него свой негатив, так самоутверждаясь. Как правило, роль тиранов выполняет не весь класс. В этом прискорбном процессе есть ещё и свидетели. Они не встают на сторону жертвы из-за страха оказаться на её месте, из-за боязни потерпеть неудачу с такими самоуверенными ребятами, либо не имея представления о том, что можно помогать человеку, оказавшемуся в беде.

ТРАВЛЯ СО СТОРОНЫ УЧИТЕЛЯ

Любая социальная группа – это система взаимосвязанных элементов, и учитель – один из них. Он тоже накапливает напряжение. Грамотный профессионал обязательно обратится за помощью к психологу, чтобы обрести ресурсное состояние, попробует отдохнуть и безопасно избавиться от негатива. Однако большая часть учителей в нашей стране действуют по наитию, не осознавая, что с ними происходит, невольно выбирают «козла отпущения» либо кого-то среди родителей, как правило, это очень социабельные (сильно ориентирующиеся на мнение других), конформные люди, либо среди учеников. В первом случае педагог очень часто жалуется на ученика этим чутким родителям, полностью снимая с себя ответственность за происходящие трудности, а во втором – придирается, занижает оценки, делает много замечаний, унижает школьника.
Вот, что писал об учительском крике великий советский педагог Василий Сухомлинский:
«Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса».
«Воспитание перестаёт быть воспитанием, когда ребёнок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие».
«Крик учителя ошеломляет, оглушает ребёнка. Дети, на которых часто кричат, теряют способность воспринимать тончайшие оттенки чувств других людей и — это особенно тревожно — теряют чуткость к правде, справедливости. Крик заглушает, притупляет голос детской совести».
«В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух — или нападение на них, учеников, или же защиту от них, боязнь, страх. И то, и другое вызывает реакцию активного протеста».
«Криком учителя воспитывают взрослых крикунов, равнодушных к людям, бессердечных».
А ведь Василий Сухомлинский обязателен к изучению во всех педагогических ВУЗах; что же происходит с личностью учителей, которые так отходят от основных принципов воспитания? Не в каждом человеке есть педагогические способности, и не каждый человек воспитывает в себе педагогический такт. Озабочены профилактикой профессионального выгорания тоже далеко немногие люди помогающих профессий, кроме того, в архитипическом бессознательном есть информация, что есть проблема – нужно сделать агрессивный выпад (повысить голос, угрожать, наказать, насмехаться). Удивительно, как успокаиваются прохожие, видя, как хозяин непослушного пса, начинает его ругать. Подобные взыскания животному ничего, кроме вреда не принесут, он от этого ещё больше возбуждается или доверия между этими друзьями становится меньше, однако хозяин же проявляет бдительность, ругает, значит ситуация под контролем. Подчиняясь этой информации из коллективного бессознательного учитель становится неэффективным.

УХОДИТЬ ИЛИ НЕ УХОДИТЬ ИЗ ШКОЛЫ?

Уходить или не уходить из школы? Этот вопрос неизбежно встаёт у родителей детей, которые регулярно подвергаются нападкам одноклассников. Нельзя не учитывать групповую динамику и возможность быстрого изменения социальных ролей в подростковом коллективе. Ответ на него во многом будет зависить от личности классного руководителя и его вовлечённости в жизнь класса. Самый худший учитель – безразличный учитель. Очень хорошо в своей книге «Чучело» Железняков этот момент подчеркнул.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/ Прекрасная замечательная женщина в хороших отношениях со своими учениками, но голова её занята Москвой, замужеством, она абсолютно не вовлечена в мир коллектива, которым ей доверили управлять. Да, школьное насилие происходит только с молчаливого согласия учителей и других взрослых, находящихся рядом.
Если классный руководитель осознаёт проблему, чувствует долю своей ответственности, готов помогать и жертве и всему классу, то можно смело оставаться в этом классе. Педагог будет помогать расставлять границы, уделит время, чтобы переговорить с каждым участником травли по душам, будет заинтересован, чтобы стать хорошим наставником для своих подопечных. Жертва займёт достойное положение в этом коллективе и приобретёт полезный жизненный опыт, как справиться с трудными жизненными ситуациями. В противном случае, если работа психолога с учеником не приводит к тому, что он равнодушно стал относиться к издёвкам, из школы лучше уходить.

МОББИНГ У ПОДРОСТКОВ

Понятие моббинг в последнее время стало применяться к подросткам и ко взрослым в группе, однако это явление достаточно давно наблюдается и исследуется среди животных. Мелкие птицы объединяются и начинают преследовать крупную птицу после её попыток разорить их гнёзда. Такая полезная история. В своей книге «Новая жизнь бездомных животных» Софья Баскина описывает собачий моббинг, который выражается в преследовании и облаивании собаки бегунов, велосипедов, машин. Звонкое гавканье тут является обязательным, оно направлено, в том числе и к призыву сородичей присоединиться. Сколько раз я пыталась в такой ситуации не говорить ничего, а резко разворачивать собак и идти в другую сторону, не подсоединяясь к моббингу! Очень тяжело, клянусь, очень хочется что-то вякнуть, эмоционально включаясь в происходящее. Моббинг у подростков и детей – это именно групповое преследование человека или животного с целью ослабить его статус, позиции, выдавить из коллектива, он сопровождается скрытой агрессией, в отличии от буллинга в классе. О проблемах тинейджеров читайте в моей статье ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВ.

КАК ПОМОЧЬ ЖЕРТВЕ ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ

Лучшее, что можно сделать для школьника, подвергнувшегося травли – это оказать ему максимальную поддержку. Если ученик молчит в ответ на расспросы, чаще всего подобное поведение можно наблюдать у подростков - нужно постараться расположить его к себе, вызвав доверие. Доверие у тинейджеров вызывает человек здравомыслящий, справедливый, уважительно к нему относящийся. Более подробно как наладить доверительные отношения со своим ребёнком читайте в моей статье ОТ ЧЕГО ЗАВИСЯТ ГАРМОНИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. Обязательно нужно использовать в разговоре Я-высказывания «Я вижу...», «Я наблюдаю...», «Я так расцениваю эту ситуацию». Пояснить, что любой подросток или ребёнок может стать жертвой школьного буллинга, это не означает, что с ним что-то не так. Внушайте, что с тобой всё так, но ты оказался в сложном положении, я тебя люблю и буду всячески поддерживать, ты не один и т.п. Расскажите о том, что в группе может быть своя динамика, и ученик иногда становится аутсайдером. Но он может изменить эту социальную роль. Во-первых, не поддаваясь манипуляциям, то есть, игнорируя нападки, а во-вторых, можно попытаться наладить отношения с этим коллективом, найти в нём своё место. Для этого не помешает развивать навыки ассертивного поведения, где, с одной стороны, есть место искусству отказа, а с другой – человек старается быть доброжелательным, улыбчивым, интересоваться другими и себя проявлять. Постараться хотя бы немного общаться с теми, кто лоялен в классе на уровне приятельствования («Привет!», «Пока!», «Как дела?» и т.п.). Более подробно о манипуляциях читайте в моей статье МАНИПУЛЯЦИИ В ОБЩЕНИИ.
Для повышения самооценки в таких обстоятельствах очень важна ситуация успеха. Напоминайте, подростку/ребёнку о его сильных сторонах, о том, что у него так хорошо получается, и предоставьте много возможностей делать это. Постарайтесь эмоционально заразить его добротой, чем-то хорошим, почаще проводите время вместе, совместно занимаясь приятными вещами, в помощь контакт с животными, ведь животные воспринимают человека безоценочно и прямо без двойного дна показывают к нему своё отношение. Переживания подростка от непринятия группы усиливаются возрастной чувствительностью к социальным оценкам и важностью занять положение среди сверстников. Очень важно обратить внимание подростка на его жизненные ценности. Вместе поискать ответ на вопрос, а зачем он учится?  (см.картинку слева) Приходя в школу, нужно думать об этом, о своих личных ценностях, а не о том, кто что говорит и думает, а также учиться ставить перед собой учебные цели.
Поготовьте для своего ребёнка младшего школьного или подросткового возраста коппинг-карточку. Это карточка, на которой с одной стороны написана проблема, например «Обзывательства», а с другой – способы её решить. В трудную минуту Ваш ребёнок может достать эту карточку и последовательно делать то, что там указано.
Коппинг-карточки при обзывательствах:
1).Считать про себя «Раз банан, два банан, три банан...» до 10.
2).Заземлиться, почувствовать почву под ногами, положить руки на ноги, если положение тела сидячее – ощутить ягодицами силу притяжения.
3).Ответить на вопросы: «Кто я?», «Где я?», «Зачем я здесь нахожусь?».
4).Вспомнить обо всех, кто тебя любит.
5).Составить про себя круговую диаграмму мотивов участников буллинга.
6).Ответить про себя на вопрос: «Имею ли я право? Быть собой, быть таким, какой я есть, учиться в школе».
Немного подробнее про пятый пункт. Очень важно в сложных ситуациях не просто реагировать на чужое поведение, а пытаться понять мотивы, которые двигают человеком, так нехорошо поступающим. Предложите Вашему подопечному подумать о причинах такого поведения буллера и нарисовать круговую диаграмму мотивов обидчика. Она представляет собой пиццу, состоящую из 6-8 частей. Вот что, в них может быть:
  • одноклассника, который тиранит Вашего ребёнка, бьют дома,
  • родители ученика-тирана требуют с него очень высоких результатов в школе, он накапливает напряжение и выплёскивает его на других,
  • у тирана комплекс неполноценности,
  • ребёнок-тиран не умеет общаться по-человечески,
  • зачинщик хочет быть лидером в классе, но плохо справляется с этой ролью, пытается усилить свои позиции за счёт самоутверждения над другим,
  • тиран – глубоко несчастный человек, так как счастливый человек намеренно плохо делать никому не будет.
Согласитесь, одно дело воспринимать поступки другого человека, исходя из понимания «Он меня ненавидит», и совсем другое, когда ты осмысляешь, что дело совсем не в тебе, или ты на самом деле обидел этого человека, и имеет смысл принести свои извинения. Уровень напряжения при таком объяснении негативных человеческих деяний резко снижается.
При обсуждении с жертвой школьного насилия происходящего очень важно рассказать ей о социальных ролях, которые могут быть в классе. Это Лидер, антилидер – идите не за ним, а за мной, конкурирующий с главным лидером человек, звезда (как правило, это девочка с исключительными причёсками, макияжем, носит брендовую одежду, всегда в центре внимания), хулиган, шут - очень сложная роль, человек балансирует, он на грани добра и зла, всех смешит, но педагоги прощают ему его выходки, настолько они качественые, одиночка, эксперт и переговорщик, а также предпочитаемые, принимаемые. Роль аутсайдера есть далеко не в каждом классе, и слава Богу; изгоя можно встретить там, где лидер не справляется со своими задачами и поддерживает свою власть с помощью назначения и гнобёшки «козла отпущения», а также в той группе, где напряжение очень высоко – каждый из учеников приносит что-то своё негативное в коллектив.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Можно пообсуждать, какую из ролей, вместо «козла отпущения» готов играть ребёнок, может быть переговорщика, то есть коммуникатора, человека, который с большей частью класса выстраивает хорошие отношения и к которому обращаются за помощью ребята в конфликтных ситуациях. А может быть, эксперта, то есть знатока в компьютерных играх, в математике или в какой-либо сфере, к которому одноклассники всегда могут обратиться за помощью. Хороша и роль одиночки, особенно для интроверта. Это ученик, который приходит в школу для того, чтобы учиться, а не общаться. Его никто не трогает, образ его может быть даже окутан таинственностью и загадочностью, он может производить впечатление очень даже умного мАлого, однако никому в голову не придёт его чморить. У этого человека есть чувство собственного достоинства, не доходящее до высокомерия.
Работа психолога с ребёнком или подростком, пострадавшим от буллинга, строится прежде всего в ресурсировании жертвы, обучении юного клиента защищаться от манипуляций, стабилизации его самооценки, а также в развитии навыков ассертивного поведения и повышения уровня учебной мотивации. Получить такую помощь можно, записавшись ко мне на консультацию. Работа проводится в онлайн формате и доступна и по цене и по организации. Это можно сделать здесь=>> (для подростка) и здесь=>> (ребёнка)
Помните, что ответственность за буллинг в классе никогда не лежит на ком-то одном, крайне неэффективная стратегия здесь искать козла отпущения, и решать эту проблему нужно системно, а также и то, что ни один ребёнок на свете не заслуживает таких жестоких испытаний!
Храмченко Надежда
20.03.2025
Комментарии
Появление в жизни подростка разумного наставника, создание безопасных условий для развития социального интеллекта, участие в развитии ассертивности помогают ему наладить общение со сверстниками, нарушение которого приводит к деструкциям личностного развития.
Жуткий страх изменений своего тела у подростка может привести к анорексии, порезам на конечностях и отчаянной борьбе с собственным, не поддающимся контролю телом. Ему необходима помощь в принятии себя и формировании я-идентичности.
В современном обществе психологическая помощь подросткам становится все более актуальной, учитывая разнообразные вызовы, с которыми они сталкиваются в период взросления. Специфика оказания такой помощи требует особого подхода, учитывающего эмоциональные, социальные и когнитивные особенности этой возрастной группы.
Тренинг направлен на решение самой главной задачи подросткового возраста "Развитие я-идентичности". На занятиях подросток научится прислушиваться к своим эмоциям и регулировать их, иметь собственные интересы и желания, сможет развить волю и учебную мотивацию, мотивацию достижения, узнать многое о своём характере и темпераменте, получить ответ на важнейший вопрос "Кто я?", поймёт, чем он сможет быть полезен обществу.
На тренинге подросток научится прислушиваться к своим эмоциям и управлять ими, преодолеет зависимость от мнения окружающих, станет более уверенным в себе, поднимет свою самооценку, разовьёт самовыражение, мотивацию достижения, научится ценить себя и защищать своё личное пространство, найдёт своё место в этом мире.
Пропустить меню
Назад к содержимому