Специфика оказания психологической помощи подросткам
Статьи автора > О психологической помощи
Копирование частично или полностью текста статьи, размещение на сайтах и блогах, присваивание авторства этому материалу строго запрещено (статья 1270 Г.К РФ)
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ПРОБЛЕМАМИ ТИНЭЙДЖЕРОВ
ПОДДЕРЖКА ПОДРОСТКА ПСИХОЛОГОМ: ОСОБЫЙ ПОДХОД
Подростковый возраст - неизбежно трудный, стремительно развивающаяся личность нередко нуждается в опоре, поддержке, помощи в выстраивании собственной модели Мира, однако близкие взрослые не всегда могут предоставить эти важные условия становления человека. Самое время тогда обратиться за подмогой к психологу, помня о том, что психопрофилактика всегда намного лучше сложного лечения. В этой статье мы обсудим различные нюансы работы специалиста с подростковыми проблемами.

Нюанс 1 Согласно российскому законодательству, начиная с 14 лет взрослеющий человек может идти к психологу без официального согласия на то родителя. И, да, проблемы, которые видит подросток могут абсолютно не совпадать с проблемами, которые видят родители. и это важно понимать мамам и папам, оплачивающим терапию своего сына или дочери. Тинейджер обращается именно с тем, что его волнует, а не его родителей, на занятиях с психологом он укрепляет своё "Я", отстаивает себя, и это может не понравится его семье.
Нюанс 2 Семья - это система взаимосвязанных элементов, и если у кого-то из её членов что-то идёт не совсем гладко, это обстоятельство оказывает влияние на всех близких и касается всех людей,
составляющих команду семейного корабля. Именно поэтому самым эффективным решением подростковых трудностей является работа психолога со всей семьёй.
Нюанс 3 В подростковом возрасте очень размыто понятие психологическая норма развития и очень высока нейропластичность, как правило, даже психиатры не ставят конкретных диагнозов внезапно заболевшим пациентам этих лет жизни, а выдвигают гипотезы, поэтому определить в каждом конкретном случае это лень, субдепрессия, тревога у подростка, вариант нормы или дисфункция в качестве диффузной идентичности может очень опытный психолог.
Нюанс 4 Родительский запрос. При общении со своим ребёнком родители могут сталкиваться с тем, что сам он никаких проблем не видит. Такие дети обычно так и говорят: "Это у Вас проблемы!" Тревогу у предков вызывает нежелание соблюдать социальные нормы их ребёнком (не опаздывать на уроки, с уважением относиться к учителям, учить школьный материал, одеваться по дресс-коду, прибирать свою комнату). И, да, детские проблемы в подобных вещах могут сигнализировать о серьёзных психологических трудностях. Очень хорошо, если родитель переговорит со своим ребёнком и предложит обратиться к психологу, как к специалисту компетентному в личностных, эмоциональных и поведенческих сферах развития человека в этот возрастной период. В случае согласия юного клиента психолог может провести качественную диагностику, родители получат разъяснение причин, возникших трудностей и подобные рекомендации, что делать, чтобы всё стало хорошо.
Диагностика может быть в процессе самой психотерапии, также и психотерапия может быть в ходе психодиагностики. При отсутствии консенсуса работать с профессионалом старшие могут обратиться к психологу по всем этим вопросам самостоятельно, профессионал разработает для них план действий, выполнение которого сможет благотворно повлиять на возникшую непростую ситуацию.
Нюанс 5 Немотивированный клиент. Когда к психологу обращается взрослый человек, обязательно совместно формулируется запрос, цель работы клиента с психологом. С тинейджером всё несколько иначе. В результате диагностического исследования обозначаются причины возникших психологических трудностей, например, низкая самооценка. непринятие себя, эгоцентризм, слабая воля, социальная тревожность. Далее работа психолога строится, чтобы изменить эти факторы в лучшую сторону. Однако случается, что подростки обращаются по настоянию родителей и особого желания работать над собой у них нет. В таком случае, мы говорим о немотивированном клиенте, который ходит к психологу против своей воли. Значительная часть специалистов отказывается работать в подобных условиях. Лично я беру в работу немотивированных отроков, и да, стараюсь побудить к тому чтобы улучшаться, используя при этом нехитрые приёмы: однозначно уважение к подростающей личности, искренний интерес к его внутреннему миру и тому, что его волнует, честное объяснение причинно-следственных связей происходящих с ним трудностей, собственной личностью, вызывающей доверие. Тем не менее, это действенные способы подтолкнуть подростка начать изменять свою жизнь к лучшему. Однако, если и они не срабатывают, он делает сознательный выбор жить именно так, как сейчас хочется, и несёт за него полную ответственность.
Нюанс 6 Конфиденциальность. В случае обращения к психологу тинейджера с семьёй проблемы и всё, что с ними связано, активно обсуждаются специалистом со всеми участниками. Если дальше работа психолога идёт только с ним, сохраняется конфиденциальность, если предполагаются встречи с близкими, у нашего героя обязательно спрашивается разрешение рассказать о нём то или иное. В тех случаях, когда подросток изначально работает с психологом без родителей, профессионал тотально сохраняет тайну исповеди.
Психологи, работающие с подростками, должны не только обладать профессиональными знаниями, но и уметь установить доверительные отношения, создать безопасную атмосферу для открытого общения. Это позволяет эффективно выявить проблемы и разработать индивидуальные стратегии поддержки, способствующие гармоничному развитию и психологическому благополучию молодых людей.
ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ ПОДРОСТКОВ, С КОТОРЫМИ ОБРАЩАЮТСЯ К ПСИХОЛОГУ
Наиболее часто встречающиеся проблемы, с которыми приходят к подростковому психологу, с которыми мне приходится сталкиваться в своей работе.
Со стороны тинейджера:
- непринятие своего тела, некоторых черт и проявлений характера, более подробно читайте об этой проблеме в моей статье Я УРОД! О ПОДРОСТКОВОЙ ДИСМОРФОФОБИИ,
- социальный стресс,
- страх одиночества, более подробно читайте об этой проблеме в моей статье ОДИНОЧЕСТВО ПОДРОСТКА,
- боль от того, что родители не понимают,
- проблемы с одноклассниками, мало друзей, буллинг, более подробно читайте об этом в моей статье ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ: КАК ПОМОЧЬ ПОСТРАДАВШЕМУ ОТ ТРАВЛИ В КЛАССЕ,
- высокая тревожность из-за оценок, успеваемости, предстоящих экзаменов,
- проблемы с гендерной идентичностью,
- селф-харм, самообвинение как аутоагрессия,
- субдепрессия,
- травля со стороны учителя.
Со стороны родителя по отношению к своему ребёнку:
- начались пропуски в школе,
- мало отдаётся учёбе, более подробно читайте об этом в моей статье УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- селфхарм,
- страх суицида,
- замкнутость, на вопросы отвечает: "Нормально!", "Не знаю!"
- много времени проводит за гаджетами, непонятно, чем он там занимается, более подробно читайте об этом в моей статье КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ С ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ,
- мало делает по дому,
- лень,
- травля одноклассниками.
Обращение подростка и его семьи к психологу может существенно улучшить уровень жизни юнца, укрепить его внутренний стержень, положительно повлиять на развитие его эго-идентичности, повысить веру в себя и самооценку, преодолеть страх самовыражения, усилить желание учиться и трудиться, тем самым снизив родительскую тревогу и стресс, благотворно действуя на всю семью в целом.
Прийти родителю на приём к психологу - это нормальный шаг к улучшению семейных отношений и развитию. Психолог станет Вашим союзником в том, чтобы справляться с эмоциональными трудностями и стрессом в процессе воспитания детей.
Узнать подробности моей работы и записаться на сессию можно здесь=>>
26.03.2025. (дата публикации статьи, вся информация о консультациях актуальна)
Храмченко Надежда
Комментарии
Отношения, которые строятся на уважении и доверии с высоким уровнем родительского авторитета, выстроить не сложно, опираясь на особенности темперамента родителей и детей, уровнем их эмоционально-волевой регуляции, ожиданий родителей, каким должен быть их ребёнок, чёткого понимания родителей логики развития детей.
РЕБЁНОК-ЛЕВША. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-ЛЕВШЕЙ
У левшей по-иному, чем у большинства детей устроен мозг. Именно по-этому к ним необходим особый подход в воспитании. Их сильными сторонами являются эмоциональность, адаптивность, креативность. Однако, чтобы не совершить роковых ошибок в воспитании детей-левшей, их родителям нужно знать очень много...
Когда трудности в воспитании приёмного ребёнка становятся почти непреодолимыми, заставить замолчать предательский внутренний голос "Вернуть обратно!!!" помогут духовное мужество и родительская компетентность...