Детский, подростковый, личный, семейный психолог онлайн и в Санкт-Петербурге

Методика изучения учебной мотивации школьников при окончании 1 класса - Психолог в СПб

Психолог Надежда Храмченко
Перейти к контенту

Методика изучения учебной мотивации школьников при окончании 1 класса

Тренинги для подростков индивидуальные > Самостоятельная диагностика
Инструкция
«Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+».
1. Я учусь в школе, потому что...
а) так хотят мои родители; б) мне нравится учиться; в) я чувствую себя взрослым; г) я люблю хорошие отметки; д) хочу получить профессию; е) у меня хорошие друзья.
2. Самое интересное на уроке...
а) игры и физкультминутки; б) хорошие оценки и похвала учителя; в) общение с друзьями; г) ответы у доски; д) познание нового и выполнение задания; е) готовиться к жизни.
3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку; б)  больше знать и уметь; в) мне покупали красивые вещи; г) у меня было больше друзей; д) меня любила и хвалила учительница; е) приносить пользу, когда вырасту.
4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...
а) я хорошо все выучил(а); б) в дневнике стоит хорошая отметка; в) учительница будет рада; г) дома меня похвалят; д) смогу побольше поиграть на улице; е) я узнаю больше нового.
Спасибо!»
Обработка результатов
Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 1).
Внешний мотив — 0 баллов. Игровой мотив — 1 балл. Получение отметки — 2 балла. Позиционный мотив — 3 балла. Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.
Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (табл.)
I — очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;
II — высокий уровень учебной мотивации;
III — нормальный (средний) уровень мотивации;
IV — сниженный уровень учебной мотивации;
V — низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.
Таблица 1
Варианты ответов
Количество баллов по номерам
1
2
3
4
а
б
в
г
д
е
0
5
3
2
4
1
1
2
3
0
5
4
2
5
 0
 1
 3
 4
 
5
2
3
0
1
 4
Баллы суммируются и по оценочной табл. выявляется итоговый уровень мотивации учения.
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние
I — очень высокий уровень мотивации учения;
II — высокий уровень мотивации учения;
III — нормальный (средний) уровень мотивации учения;
IV — сниженный уровень мотивации учения;
V — низкий уровень мотивации учения.
Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл.). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.
Таблица 2
Уровни мотивации
Количество баллов по номерам
Сумма баллов итогового уровня мотивации
1
2
3
3
1
5
5
5
5
17—20
2
4
4
4
4
13—16
3
3
3
3
3
9—12
4
2
2
2
2
5—8
5
0-1
1
1
1
6—4
Назад к содержимому